Андрей Левинсон. [Рец. на журн.:] Жар-птица. Большой лит.-худож. ежемес. журн. / Ред.-изд. А.Э. Коган. Berlin; Paris, 1921. № 1

Андрей Левинсон. [Рец. на журн.:] Жар-птица. Большой лит.-худож. ежемес. журн. / Ред.-изд. А.Э. Коган. Berlin; Paris, 1921. № 1

Левинсон А.Я. [Рец. на журн.:] Жар-птица. Большой лит.-худож. ежемес. журн. / Ред.-изд. А.Э. Коган. Berlin; Paris, 1921. № 1 / Андрей Левинсон. // Современные записки. 1921. Кн. VII. Критика и библиография. С. 416–[417].




КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ.



«ЖАР-ПТИЦА», № 1. — «Exposition de 1`art russe a Paris en 1921». Edition «L`Art Russe» Alexandre Rogan. Paris 1921.



С удовлетворением встретит читатель первый номер «Жар-Птицы», счастливое начало своевременного и обдуманного усилия. Уже сейчас можно утверждать, что здесь осуществлен тип популярного журнала, подобных которому нет на Западе, не бывало и у нас в России.

Сделать доступными для читателя рядового, ищущего отдохновения, забавы, забвения в пестрой тетрадке общедоступного журнала самые выверенные, самые действенные достижения русского искусства, заставить его воспринять мастерство столь же легко и охотно, как привык он воспринимать пошлое и вялое рукоделие — это задание разрешено в большой степени.

Мы знали до сих пор либо специальные художественные журналы взыскательного меньшинства или же банальнейшие еженедельники для всех, за редкими исключениями льстившие своими «картинками» вкусу тротуара к «изящному».

Иное дело новая эта «Птица»: то занимательное чтение и вместе литература, праздник для самого наивного, неискушенного глаза и при этом неслучайный подбор веских художественных документов — и все это на основе книжной техники близкой к совершенству.

Понимаю, конечно, что самая эта нарядность, эта звонкость красок может вызвать в эти дни огромной скорби возраже-



Стр. 417



ния порядка душевного, хотелось бы иным лишь сурового траура; надобно, однако, предпочесть памяти без дел это свидетельство русской инициативы, русской бодрости, русской верности культурному деланию среди «тоски панихидной» самого тяжкого из изгнаний.

Пусть журнал с решительностью отгораживается от общественного пафоса и неизбежной партийной междоусобицы, обращаясь ко всем русским за рубежом; общественно значителен он по тому одному, что насыщен Poccиeй.

Нельзя по содержанию первого номера заключать о строении и программе дела лишь начатого, номер этот по самой природе своей пробный. Среди изобильного иллюстрационного материала — циклы Судейкина, Рериха, вещи Григорьева, Лукомского, Сорина, фотографические документы (балет Фокина, Качалов), украшения Сомова, Чехонина; обложка — акварель Чехонина — выполнена технически бесподобно новым способом. Среди критического и осведомительного материала — статьи гр. Алексея Толстого о Судейкине, С. Маковского, Лукомского, А. Черного, моя. Стихи Бальмонта, В. Сирина, А. Черного. Проза Чирикова и рассказ Тэффи — непритязательный, но чудесный в своей живописной и сердечной простоте. Повторяю, это лишь номенклатура, ибо обобщать хотелось бы суждения лишь перед целой стопкой номеров.

Как известно, «Птица» — лишь звено в целом цикле предприятий, осуществляемых издательством «Русское Искусство». Другим образцом деятельности издательства служит французская книга о «русском искусстве в Париже в 1921 году», составленная Лукомским; повод и материал для нее дала состоявшаяся в июне-июле выставка группы «Мир Искусства»; она содержит ряд суждений о русском искусстве французских авторитетов (суждения эти по части мало интересны для нас, русских, подсказаны любезным дилетантизмом без особых знаний или блеска интуитивного постижения) и по одной превосходной цветной репродукции с произведений каждого из 18, кажется, участников выставки, от Бакста до Стеллецкого. Путем использования форзацев, заставок, титульного листа, заимствованных из Œuvre Егора Нарбута, ныне покойного мастера графики, редактору удалось создать из альбома, напечатанного в Париже, весьма характерную современную русскую книгу, что делает это эпизодическое издание особо привлекательным.



Андрей Левинсон.