М. В. Памяти В.Д. Набокова

М. В. Памяти В.Д. Набокова


[Вишняк М.В.] Памяти В.Д. Набокова / М. В. // Современные записки. 1922. Кн. X. С. 321–323.




Стр. 321
ПАМЯТИ В. Д. НАБОКОВА.








В некрологах и воспоминаниях о почившем Владимире Дмитриевиче Набокове, в словах сочувствия и утешения, направленных его семье и близким, неизменно звучит: доблестный... благородный. И тот, кто знал В. Д-ча, знает, что это не только словесный украшающий эпитет, а точное обозначение наиболее характерной, резче других выраженной черты покойного.

Пишущему эти строки приходилось встречать, наблюдать, делать общее дело с В. Д. Набоковым в период наивысшего напряжения политических страстей: в пору революционного подъема и на самом закате революции, когда уже догорели огни и облетели весенние цветы семнадцатого года. И в Особом совещании, вырабатывавшем закон о выборах в Учредительное собрание; и на Государственном совещании в Москве, в Предпарламенте, и в Комитете Спасения Родины и Революции, в Таврическом дворце, во Всероссийской комиссии по выборам, и в Смольном Институте, превращенном в место заключения для членов той же Комиссии, на заседании Крымского правительства, и на палубе «Трапезунда» и «Паннонии», увозивших нас на чужбину в Пирей и Марсель, — в дни скорби и в дни радостного творческого труда В. Д. неизменно оставался равен себе: всегда изящный, деликатный, спокойный... Он не умел, быть может, страстно любить и ненавидеть. Он умел зато презирать



Стр. 322



и уважать. Ему не надо было казаться. Не нужно было подчеркивать своих дарований. Столь много их было, так ярко и неизменно светились они, что всякий — даже политические противники — невольно поддавались чарам природы, так щедро взыскавшей своего избранника.

По своему происхождению и связям он мог, если бы хотел, сделать блестящую «карьеру». Он предпочел перо публициста и трибуну политического деятеля. Это перо привело его через Выборг в Кресты. Тем же пером немалую службу сослужил покойный мартовской революции. Им написан и акт отречения от престола великого князя Михаила Александровича. За свою революционную деятельность В. Д-чу пришлось немало претерпеть от насильников слева. Он был заключен, потом, освобожденный, объявлен вне закона и бежал на юг, чтобы оттуда уйти в изгнание на чужбину... Горшую участь уготовили ему насильники справа.

За последний год В. Д. отошел от своих прежних политических позиций. Его именем стали прикрываться люди и учреждения, искони враждебные духу и смыслу мартовской революции... И оттуда-то, с той стороны, все-таки пришла к нему смерть.

Эта смерть — знамение для всех честно ищущих «бесстрастной правды», даже для тех, кто духовно отрицает революцию, «стремясь не к реставрации, а к ренессансу», кому монархия мила не сама по себе», а «фактически рисуется более предпочтительной», нежели «имеющая придти на смену многоголовая республиканская власть»...

Сиротеет семья деятелей мартовского периода русской истории. Один за другим уходят из жизни зодчие того здания, которое должно было увенчать достижения марта. Ушел незабвенный председатель Совещания, вырабатывавшего «наиболее демократический избирательный закон в мире», О. О. Кокошкин. За ним последовали и его сотоварищи по работе: председатели комиссий и докладчики Совещания: В. М. Гессен, А. С. Лаппо-Дани-



Стр. 323



левский, Н. И. Лазаревский... К ним присоединился теперь В. Д. Набоков, умерший так же, как жил, — жертвенно-благородно.



М. В.

__________



По получении известия о покушении на П. Н. Милюкова и убийстве В. Д. Набокова редакцией «Современных Записок» были посланы следующие телеграммы:



Е. И. НАБОКОВОЙ:



«Потрясены вестью о безвременной гибели Владимира Дмитриевича. Примите выражение глубокого сочувствия Вашему горю. Его разделяет вся мыслящая Россия, потерявшая одного из лучших своих сынов».



РЕДАКЦИИ «РУЛЯ»:



«Потрясенные ужасным преступлением, отнявшим у России доблестного Владимира Дмитриевича, подвергшим смертельной опасности других, шлем редакции «Руля» выражение скорби и сочувствия».



П. Н. МИЛЮКОВУ:



«Радуемся Вашему избавлению от смертельной опасности. Скорбим об утрате Набокова. Просим передать выражение сочувствия пострадавшим».