Доц. Г.Д. Гурвич. Проф. П.И. Новгородцев как философ права: [Некролог]

Доц. Г.Д. Гурвич. Проф. П.И. Новгородцев как философ права: [Некролог]

Гурвич Г.Д. Проф. П.И. Новгородцев как философ права: [Некролог] / Доц. Г.Д. Гурвич. // Современные записки. 1924. Кн. ХХ. С. 389–393.


Стр. 389



ПРОФ. П. И. НОВГОРОДЦЕВ КАК ФИЛОСОФ ПРАВА



В лице почившего проф. П. И. Новгородцева сошел в могилу основоположник и общепризнанный глава новейшей идеалистической школы в русской философии права. Вся научная деятельность покойного с ее первых шагов была посвящена борьбе против юридического позитивизма и проповеди возрождения естественного права. С большой смелостью и с необычайным чутьем к теме и к потребностям времени, молодой начинающей ученый выбирает для первого своего научного выступления вопрос о пределах историзма при трактовке правовых проблем. Его первая диссертация «Историческая школа юристов» (1896 г.) стремится показать, что критика естественного права этой школой подорвала не самую идею естественного права, а только ее рационалистическое искажение, не связанное с ее существом; более того, что идея естественного права продолжает жить в самой исторической школе юристов, вышедшей из классического немецкого идеализма и ничего общего не имеющей с юридическим позитивизмом — этим бесплодным стремлением превратить профессиональную односторонность в философию. Познание исторической изменчивости правовых явлений ни в малейшей степени не исключает необходимости оценивать эти явления с точки зрения вневременных идеальных критериев и путем такой оценки строить систему естественного права — эмпирически обусловленного по содержанию, основанного на идеале — по своему заданию. Яркое выступление проф. Новгородцева на защиту естественного права, совпавшее с аналогичным



Стр. 390



выступлением Штаммлера в немецкой литературе, встретило живой отклик в русской научной мысли и вызвало к жизни целую литературу о возрождении естественного права.

Дальнейшие свои изыскания проф. Новгородцев направил на изучение правового идеала — т. е. тех абсолютных критериев, которые должны служить путеводной звездой для естественно-правовой критики положительного права. В своей статье «Нравственный идеализм в философии права» и в своей книге «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» проф. Новгородцев стремился отмежеваться от одностороннего нравственного и правового индивидуализма Канта и восполнить его универсалистским учением Гегеля о конкретной целостности общения. Нравственный и правовой идеал, который строил проф. Новгородцев, должен был сочетать в высшем синтезе личное и общественное начало, раскрывал связь личности (понятой не как абстрактный представитель общего рода, а во всей полноте ее своеобразных определений) с конкретным целым общежития, суть которого — именно в единстве дополняющих друг друга индивидуальностей. Стремление выйти за пределы абстрактного индивидуализма Канта выгодно отличало естественно-правовые построения Новгородцева от аналогичных попыток Штаммлера. Новгородцев решительно рвал с доктриной классического либерализма и требовал признания самостоятельной ценности за социальным началом. Однако, так как он все же давал явный перевес личности и в общественном целом видел лишь ее восполнение, неравноценное ей, он оставался в пределах либеральной идеологии, требуя ее преобразования в духе франко-английского неолиберализма.

По существу Новгородцев был одним из самых крупных мыслителей неолиберализма, под который он подводил углубленный философский фундамент. В своем очерке «О праве на достойное человеческое существование» (1906) и в своей известной книге «Кризис современного правосознания» Новгородцев отвергал классически либеральную идею государственного невмешательства и требовал активного содействия государства экономически слабой личности. Однако от либерализма всех толков Новгородцева отличало глубокое осознание



Стр. 391



относительности всех форм исторического воплощения идеи правового государства; последовательно применяя к политической идеологии принцип бесконечного совершенствования и отрицая во имя абсолютного идеала всяческий финитизм — веру в конечное совершенство определенной исторической форму общежития, в каких бы одеяниях она ни выступала, — Новгородцев одинаково решительно критиковал консервативный, либеральный и социалистический утопизм. Если в своем последнем труде «Об общественном идеале» он вскрывал главным образом утопические элементы, заложенные в политической доктрине марксизма (мастерский анализ которого представляет самую ценную сторону этого труда), то в «Кризисе современного правосознания» он с не меньшей определенностью доказывал, что ни один из институтов либерально-демократической эры не разрешает окончательно проблемы правового государства как бесконечной задачи и усматривал возможность n+1 новых форм ее разрешения. И подобно тому как критика либерального финитизма менее всего приводила Новгородцева к отрицанию ценности исторических путей воплощения правового государства, критика социалистического финитизма не в состоянии была его непосредственно привести к отрицанию ценности стремления реализовать социализм как относительную форму устройства исторического бытия. «Крушение веры в совершенное правовое государство, — писал в предисловии к первому изданию «Обществ. Идеала» Новгородцев, — есть только крушение утопии, с отпадением которой остается, однако, в полной силе настоящее историческое призвание правового государства в его практических стремлениях и реальных достижениях. Но точно так же и крушение утопий социализма и анархизма нисколько не поколеблет тех жизненных начал, которые бесспорно заключаются в этих учениях и которые каждое беспристрастное исследование должно в них признать». К сожалению, по отношению к социализму проф. Новгородцев не осуществил с полной последовательностью формулированный им принцип и, отождествив марксизм с социализмом, не был достаточно справедлив к эволюционным видам социализма... Проф. Новгородцев ориентировал свои систематические мысли главным образом на изысканиях в об-



Стр. 392



ласти истории философии права. История философии права, толкуемая им как история правовых и политических идеалов, была любимым и постоянным предметом его многолетнего университетского преподавания. По глубине и широте познаний в этой области ему не было равных ни в русской, ни в европейской науке. Тем больнее от сознания, что проф. Новгородцев ушел в могилу, не успев издать курса по истории философии права. Если бы ему суждено было это сделать, наука обогатилась бы монументальным классическим исследованием по истории правовых идеалов, в котором глубина проникновения в философские предпосылки сочеталась бы с живым чувством исторической действительности. Такой работы до сих пор нет в литературе предмета... Из своего курса Новгородцеву суждено было издать только две первые главы, под названием: «Политические идеалы нового и древнего мира», Вып. I и II (1910, 1913), в которых дан блестящий анализ политических учений софистов и Платона. 

Из других работ покойного ученого нельзя не отметить его обширные статьи: «Право и государство» (1904). В этой статье проф. Новгородцев подверг весьма меткой и убедительной критике учение немецкой формально-юридической школы, сводящей все положительное право к велению государственной власти, и на ее место пытался поставить взгляд, согласно которому государственная власть есть исключительно правомочие, основанное на независимом от него объективном праве; в этих своих идеях проф. Новгородцев предвосхитил учение о суверенитете положительного права над государством, развитое вскоре после его выступления известным голландским юристом Краббе. В последние годы проф. Новгородцев пережил глубокий духовный перелом. Если прежде он принадлежал скорее к западническому руслу русской общественной мысли, то на почве религиозных исканий последних лет своей жизни Новгородцев стал сближаться со славянофильством. Непреклонно последовательный в своих исканиях и мыслях, которые он привык доводить до их логического конца, Новгородцев не останавливался в эпоху духовного кризиса перед столь резкими формулировками своих новых взглядов, что порою могло казаться, будто им подвергнута сомнению



Стр. 393



вся прежняя система его идей. Однако это был только диалектический момент в его духовном развитии. Все, общавшиеся лично с проф. Новгородцевым, знают, что его последние литературные выступления далеко не исчерпывают роившихся у него мыслей; в самое последнее время у проф. Новгородцева стал намечаться синтез между его старыми и новыми взглядами, и проблема внешнего устроения человеческой жизни снова вступила в свои права... Безвременная кончина в расцвете духовных сил не дала проф. Новгородцеву сказать своего последнего слова.



Доц. Г. Д. Гурвич