А. О. [Орлов А.С.] [Рец.:] Simon Zagorsky. La république des soviets: Bilan économique. Paris: Payot, 1921. // Современные записки. 1921. Кн. IV. С. 393396.

 

 

Стр. 393

Simon Zagorsky. LA RĖPUBLIQUE DES SOVIETS. Bilan économique. 1921. Paris, Payot Cie, 352 p.; prix. 15 fr.

В судьбах российской советской республики направление и результаты экономической политики советской власти имеют столь выдающееся и решающее значение, что почти ни один из авторов многочисленных книг о большевизме на европейских языках не обходит этих вопросов молчанием. Образовалась, поэтому, целая литература книг, статей и заметок на различные темы российской экономической действительности, излагающая основные принципы большевистской экономической политики, анализирующая цифровой материал и приводящая субъективные впечатления и выводы разных наблюдателей по вопросам русского народного хозяйства в большевистской фазе его развития. Среди этой литературы книга г. Загорского имеет право за-

Стр. 394

нять видное место, выгодно отличаясь от других работ систематичностью и полнотой обзора важнейших сторон финансово-экономической жизни советской республики со времени ее основания до конца первой половины 1920 года. Данные, положенные автором в основу его анализа, берутся исключительно из советских официальных изданий. Помимо важнейшего источника экономической информации о России ежедневной газеты «Экономическая Жизнь», являющейся органом советских экономических комиссариатов, Высшего Совета Народного Хозяйства и др. учреждений того же рода, автор имел возможность использовать и ряд других малодоступных изданий Советской России.

Анализ автора отличается большой объективностью, и в его пессимистических выводах о положении и перспективах русского народного хозяйства нет того злорадства, которое нередко характеризует рассуждения противников большевизма, забывающих, что экономический развал России обрекает на тяжкие страдания весь русский народ.

Главные недостатки работы вытекают из существа того исходного материала, которым оперирует автор. Малая ценность цифровых данных советской статистики достаточно общеизвестна, в заграничной прессе не раз приводились сопоставления данных, опубликованных разными советскими официозами, с невероятной степенью расхождения по одним и тем же вопросам. При рассмотрении многих таблиц автора часто закрадывается основательное сомнение в их ценности. Укажем хотя бы для примера приводимую автором таблицу (взятую из «Народного хозяйства») о соотношении стоимости пуда ржи со стоимостью ряда других предметов потребления (стр. 321). К таблице нет пояснения, определены ли эти соотношения на основании установленных твердых цен или в основу их взяты рыночные цены. Но не трудно было бы показать и в том и в другом случае, что исходный материал носит случайный характер и отнюдь не может быть рассматриваем как среднее большого числа наблюдений, характеризующих реальные жизненные взаимоотношения. Таблица поэтому имеет лишь видимость точных цифровых данных, по существу же характеризует отношения весьма случайные и потому малоценные.

Стр. 395

Другое свойство материала, послужившего основой книги, заключается в том, что он чрезвычайно быстро стареет. Когда речь идет об экономической жизни государства, живущего в нормальных устойчивых условиях, без катастрофических событий и изменений, материал с годовой давностью еще чрезвычайно свеж и интересен. Для России последние 9 месяцев принесли с собою и ряд существенных изменений, и ряд опубликованных сведений, касающихся результатов присоединения к Советской России важнейших для нее областей — Юга России, Крыма, Кавказа, Сибири. Этот материал не попал в поле зрения автора; доводы же о том, что для суждения о развитии экономической жизни России достаточно сравнивать хозяйство в областях, все время остававшихся в пределах Советской России, вряд ли можно признать основательными: наличность донецкого угля, бакинской нефти, кубанского и сибирского хлеба и скота, конечно, существеннейшим образом могут изменить положение во всех частях и средней России.

Из материалов, опубликованных за последнее время, автор не мог воспользоваться данными о крестьянском хозяйстве и землеустройстве в Советской России; эти важнейшие для судеб России вопросы освещены в книге крайне мало за отсутствием по ним фактических данных. Большой и интересный цифровой материал был опубликован в различных советских изданиях в связи с военным (декабрьским) съездом советов; интересны его доклады, прения и резолюции.

Этот быстрый темп изменения положения для суждения об очередных проблемах делает материал книги устаревшим, сохраняя за ней ценность экономического обзора значительного периода жизни советской республики.

Выводы автора в существенных чертах сводятся к нижеследующему. Советская власть достигла результатов прямо противоположных тем, к которым она стремилась: на смену прежнему народился класс новой буржуазии, средней и мелкой; центры культуры — города — опустошены и разорены; торговля и промышленность приняли примитивные формы; деревня превалирует над городом; крестьянин враждебен советскому режиму, противоречащему его интересам; никаких признаков

Стр. 396

экономического прогресса в России нет; царит классовый антагонизм, более глубокий, чем когда-либо; собственнические инстинкты развились в высочайшей степени; созданы благоприятные условия для возрождения капитализма в самых его грубых и хищнических формах.

Автор решительно отвергает утверждения, что экономическое разорение России и явления, ему сопутствующие, в какой-либо мере вызваны блокадой, гражданской войной или тем, что центральная Россия была отрезана от районов, снабжающих ее продовольствием и хлебом; все это — только результат экономической политики большевизма.

Обсуждение тех из приведенных выводов, которые не являются простым обобщением фактов, увели бы нас слишком далеко за пределы рецензии. Мы должны, однако, сказать, что выводы эти отнюдь не вытекают из фактов с безусловной неоспоримостью. Это — выводы больше политика, чем экономиста, и нам кажется, что работа только выиграла бы, если бы многие из рискованных обобщений автора остались в стороне.

Во всяком случае, книга Загорского будет не только весьма полезна малоосведомленному французскому читателю, но далеко будет нелишней и русскому экономисту, желающему иметь под рукой сжатый очерк многих из существеннейших фактов экономической жизни России за время советского режима.

А. О.