В. Руднев. Лига Наций и международное рабочее законодательство // Современные записки. 1920. Кн. I. С. 168–188.

cтр. 168

Лига Наций и международное рабочее законодательство.

I. Итоги движения в пользу международного рабочего законодательства до войны.

Мысль о необходимости регулирования в международном порядке условий наемного труда не нова. Она восходит к началу XIX века, когда закладывались основы современного мирового хозяйства. Упрочение единства мировой капиталистической системы неизбежно должно было рано иди поздно привести к мысли о целесообразности единообразия политики в рабочем вопросе.

Честь первому поднять голос в пользу необходимости международной охраны труда принадлежит великому филантропу Poбepmy Оуэну. Сам сын мелкого ремесленника, он в качестве директора огромной Нью-Ламаркской бумагопрядильной фабрики мог близко наблюдать все ужасы неурегулированной фабричной системы. С характерной для этого утописта верой в силу обращения к разуму и совести власть имущих, он в 1818 году, после предварительного обсуждения вопроса с Песталоцци, Сисмонди и несколькими выдающимися учеными и врачами, обращается с двумя адресами к монархам, собравшимся на ахенский конгресс, убеждая их осуществить реформы, необходимые для смягчения ужасного положения рабочих. Благородный призыв Оуэна, разумеется, не был услышан.

Не больший успех выпал на долю и гуманного французского фабриканта Даниеля Дегран, который тщетно в 1841 году обращался к французскому, а в 1857 г. к прусскому, австрийскому, русскому и савойскому правительствам с детально разработанными проектами по международной охране детского труда.

cтр. 169

С выступлением в середине XIX в. на историческую сцену организованного рабочего класса дело защиты его интересов переходит от благородных, но бессильных филантропов-утопистов — в его собственные руки. Под влиянием Маркса, Энгельса и Лассаля рабочий класс не только сознает свое особое положение в современном обществе, но и проникается сознанием общности интересов «пролетариев всех стран», как бы велики ни были разделяющие их временные и случайные противоречия. Весь дальнейший прогресс как в осуществлении социального законодательства в отдельных странах, так и в подготовке будущего международного рабочего права тесно связывается с судьбами рабочего движения.

Но интерес к вопросу об установлении однородных международных условий труда начинают проявлять также правительства и представители капитала наиболее развитых в промышленном отношении стран. Социальное законодательство, проведенное под давлением рабочего движения в передовых странах, повышая издержки производства, ухудшает положение на мировом рынке капитала этих стран в отношении его конкурентов из стран с более отсталым рабочим законодательством. Промышленный капитал передовых стран непосредственно заинтересован в том, чтобы обязать счастливых конкурентов установить у себя те же условия эксплуатации труда.

Швейцарский фабричный закон 1877 г., внесший единообразие в рабочее законодательство отдельных кантонов, был первой по времени практической попыткой межгосударственного соглашения подобного рода. Одушевленный успехом, Швейцарский Союзный Совет, по предложению советника Фрея, инициатора закона 1877 г., вступает в 1881 г. в переговоры с правительствами Бельгии, Германии, Великобритании, Италии и Австрии с целью установления соответствующего международного соглашения. Неудача этой попытки не охладила энергии швейцарского правительства. В дальнейшем оно неоднократно (в 1889, 1896, 1905, 1906 и 1918 гг.), хотя вначале и столь же безуспешно, пыталось вновь и вновь путем дипломатических переговоров достичь нужного соглашения европейских правительств. Не дала практических результатов также и созванная для урегулирования рабочего законодательства по инициативе германского правительства в 1890 г. в Берлине международная дипломатическая конференция, в которой принимали участие представители 13 европейских государств.

cтр. 170

Выдающуюся роль в развитии идеи международного рабочего законодательства сыграли интернациональные рабочие конгрессы в Париже в 1887 и 1889 г.г. На последнем из них была выработана обширная программа ближайших требований рабочего класса; все национальные секции обязывались вести в соответствующих странах агитацию за приведение ее в законодательном порядке. Основные элементы программы Парижского конгресса 1889 года неизменно повторяются затем в требованиях всех последующих рабочих конгрессов. Во главу ее поставлено требование восьмичасового рабочего дня, отныне становящееся боевым лозунгом интернационального рабочего движения; далее идут требования запрещения детского труда и ограничения труда подростков; запрещения ночного труда и труда женщин в особенно вредных для здоровья отраслях промышленности; запрещение расплаты товарами; требование еженедельного 36-ти часового отдыха, введения фабричной инспекции с участием рабочих, и пр.

Не менее активны были и частные общества, созывавшие многочисленные интернациональные конференции с целью пропаганды идеи международного рабочего законодательства. Участниками их являлись представители как профессиональных рабочих, так и предпринимательских организаций, а также выдающиеся общественные и научные деятели. Большинство этих конференций, несмотря на свой в общем «буржуазный социал-реформаторский» состав, высказывались в пользу формулированных на рабочих конгрессах положений. Из серии этих съездов по выдающемуся значению следует отметить имевший место в 1897 г. в Цюрихе международный конгресс об охране труда. Программа Цюрихского конгресса, весьма полная и разработанная, повторяет принятые Парижским рабочим конгрессом положения, высказываясь также за установление для женщин 44-часовой рабочей недели, распространение рабочего законодательства на сельскохозяйственных рабочих и домашнюю прислугу, и рекомендует создание особого международного бюро по охране труда.

Эта последняя мысль об организации постоянного органа была осуществлена основанным в 1900 г., во время Парижской всемирной выставки «Международным Союзом по законодательной охране труда». Учрежденный этим союзом постоянный секретариат в Базеле существовал до последнего времени, — даже во время войны, — руководимый проф. Стефаном Бауэром. Благодаря финансовой под-

cтр. 171

держке восемнадцати различных правительств, базельскому бюро удалось развить энергичную деятельность по собиранию и разработке материалов по рабочему вопросу; выдаче справок, изданию на трех языках бюллетеня и пр.

Практические результаты движения в пользу международного регулирования условий труда были не велики до последнего времени. В 1904 г. между Францией и Италией заключен договор относительно взаимной охраны рабочих этих стран. Затем, некоторые пункты, касающиеся социальной политики, имеются в торговом договоре, заключенном Германией с Австрией, Швейцарией и Италией. Установлено далее, в результате Бернской конвенции 1906 г., в ряде государств запрещение ночной работы женщин, а также употребление белого фосфора для изготовления спичек. И, наконец, в области социального страхования должно упомянуть о шестнадцати договорах, устанавливающих условия взаимного равноправия для рабочих различных заключивших соглашение государств. Это — все.

В последние годы перед войной приобретает особое значение растущая международная сплоченность и организованность самих рабочих. Возникает ряд отдельных интернациональных рабочих объединений по профессии, — как напр. союз рабочих по транспорту, — складывается окончательно в 1913 году всеобщий Синдикальный Интернационал. Перед объединенным пролетариатом открываются широкие перспективы. К несчастью, разразившаяся в 1914 г. мировая война разбивает вдребезги все с таким трудом создавшиеся узы международной солидарности.

II. Накануне мирной конференции.

Еще в 1914 г., когда никто не ожидал, что война так долго затянется, Американская Федерация Труда выступила с проектом созыва, одновременно с будущей мирной конференцией, также интернационального рабочего конгресса для выработки основных положений международного рабочего права, которые должны быть включены в мирный договор. Мысль была бесспорно правильная. Создающиеся в результате войны разорение и хозяйственная неурядица главной своей тяжестью несомненно должны были упасть на рабочих. Правда, призывая рабочих к самопожертвованию, правящие круги и буржуазия обеих воюющих коалиций не скупились на краски, изображая блага

cтр. 172

того «нового строя», который настанет для рабочих, как только они покончат эту «последнюю» войну разгромом врага. Но, конечно, лишь восстановив свое интернациональное единство, мог рабочий класс надеяться обеспечить осуществление неотложных социальных реформ в международном масштабе.

Однако, пока длилась война с ее взаимным ожесточением, воссоздание рабочего интернационала было невозможно психологически. В течение 1916-1917 г.г. состоялись две имеющие большое значение рабочие конференции. В июле 1916 года в Лидсе (Англия) собрались представители рабочих организаций Англии, Франции, Италии и Бельгии. Исходя из убеждения, что грядущий мирный договор принесет народам «свободу, политическую и экономическую независимость», конференция заявляет, что вместе с тем рабочему классу всех стран должен быть обеспечен известный минимум социальных гарантий, которые способны были бы оградить рабочих от последствий международной капиталистической конкуренции. С другой стороны, в октябре 1917 г. в Берне состоялась рабочая конференция стран немецкой коалиции — Германии, Австро-Венгрии, Болгарии, а также группы нейтральных государств — Швейцарии, Дании, Голландии, Швеции и Норвегии.

Выработанные обеими конференциями программы социальных гарантий мало чем отличаются друг от друга. Обе они содержат перечень уже вошедших в сознание и традиции рабочего интернационала требований относительно свободы коалиций, продолжительности рабочего дня, социального страхования, охраны труда подростков и женщин, и т. п., а также указание на необходимость создания центрального международного органа для контроля над применением рабочего законодательства. Нет надобности излагать здесь оба эти варианта, в виду того, что в дальнейшем они счастливо сочетались в работе первого после войны всеобщего международного рабочего съезда. На конгрессе в феврале 1919 г. в Берне впервые после стольких лет рабочие враждующих коалиций подали друг другу руки, восстановив солидарность рабочего класса в общей борьбе за освобождение труда *). На постановлениях Бернской конференции 1919 г. нам придется остановиться подробнее, ввиду значения их для работ мирной конференции. Сравнение текстов поможет нам в дальнейшем уста-

––––––––––

*) На конференции были представлены профессиональные организации Австрии, Англии, Богемии, Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Италии, Испании, Канады, Норвегии, Франции, Швеции и Швейцарии.

cтр. 173

новить, в какой мере мирный договор в части, касающейся международного рабочего права, способен удовлетворить ожиданиям рабочего класса.

Изложению системы рабочих прав резолюция Бернской конференции предпосылает несколько общих соображений. Класс капиталистов, — гласит резолюция, — стремится для повышения своей прибыли в безграничной эксплуатации сил рабочего; методы, к которым при этом предприниматели прибегают, грозят полным физическим, моральным и интеллектуальным вырождением рабочих, подрывая прогресс и самые основы общества. Эта эксплуатация, устранимая лишь с уничтожением капиталистического способа производства, может быть однако значительно ограничена сопротивлением рабочих организаций и вмешательством государственной власти.

Но границы, на которых вынужден остановиться капитал в своем стремлении к эксплуатации, не одинаковы в различных странах, и конкуренция стран с отсталым рабочим законодательством вредит промышленности и рабочему классу стран передовых. Единственный выход из этого положения состоит в осуществлении одинакового для всех наций международного рабочего законодательства, что должно быть задачей Лиги Наций. Указывая на ряд необходимых мер, уже отчасти осуществленных в передовых странах, конференция настаивает, чтобы создаваемая на основании мирного договора Лига Наций придала им силу общеобязательного международного закона.

Программа Бернской конференции, изложенная в 15 параграфах, сводится в главнейшем к следующему:

Запрещение детского труда в возрасте до 15 лет. Обязательное всеобщее школьное обучение, доступ для всех к высшему образованию.

Ограничение рабочего дня для подростков в возрасте 15-18 лет шестью часами. Организация для них курсов внешкольного и технического образования. Запрещение труда подростков и женщин ночью, а также во вредных для здоровья отраслях промышленности, в частности в копях.

Прекращение работ женщин по субботам не позже полудня. Освобождение их от работы в течение нескольких недель до и после родов. Одинаковая плата для них за одинаковый с мужчинами труд.

Восьмичасовой рабочий день и 48-ми часовая рабочая неделя. За-

cтр. 174

прещение ночного труда во всех предприятиях, где он не является необходимым по техническим основаниям.

Еженедельный 36-ти часовой отдых.

Запрещение применения ядовитых веществ в индустрии. Дальнейшее сокращение рабочего дня ниже 8 ч, во вредных для здоровья отраслях промышленности.

Ограничение работ на дому. Распространение действия рабочего законодательства на занятых в них рабочих.

Равная для всех категорий рабочих свобода образования союзов.

Признание в принципе свободы эмиграции и иммиграции труда. Право государства, ограничивать иммиграцию в периоды промышленной депрессии. Организация центральной международной статистики труда.

Установление минимума заработной платы, обеспечивающего достойное существование рабочего.

Страхование от безработицы и организация бирж труда.

Страхование от несчастных случаев, болезни, старости и инвалидности, страхование вдов и сирот.

Выработка особого закона об охране труда моряков.

Организация для надзора за соблюдением рабочего законодательства фабричной инспекции, с привлечением к ней рабочих и работниц, а также профессиональных организаций.

Такова общая сумма социальных реформ, которые, по мнению Бернской конференции, должны быть осуществлены Лигой Наций в интересах рабочих всего мира. Последний параграф резолюции излагает, кроме того, схему организации постоянной международной комиссии, имеющей задачей наблюдать за осуществлением вышеизложенных мер и способствовать дальнейшему развитию международного рабочего законодательства. Эта комиссия должна состоять наполовину из представителей входящих в Лигу Наций государств, и наполовину из делегатов рабочего профессионального интернационала. Комиссия, действуя в контакте с Международным Синдикальным Бюро, подготовляет и созывает ежегодные конференции по охране труда. Конференции эти, состоящие поровну из представителей правительств и профессионально организованных рабочих, должны обладать правом, в пределах предоставленной им компетенции, выносить обязывающие членов Лиги постановления.

Мы остановились несколько подробнее на резолюциях Бернской конференции потому, что они характерны для настроений рабочих организаций в 1919 г. и их отношения к создающейся Лиге Нации. Вместе ñ Вильсоном, рабочие понимали, что «история находится на последнем распутьи: глаза народов раскрылись и они видят», —

cтр. 175

видят ту бездну, к которой привел человечество строй, основанный на безудержном эгоизме правящих классов. Рабочие понимают и заявляют, что возврата к прежним, довоенным порядкам в промышленности быть не может; тем не менее, сознавая всю гибельность социальных потрясений для истощенного войной мирового хозяйственного организма, рабочие готовы ограничить свои требования минимумом, поражающим своею умеренностью и осуществимым в рамках капиталистического строя; готовы добиваться их осуществления в порядке лояльного сотрудничества их классового органа, Международного Синдикального Бюро, с Лигой Наций. Но для этого Международному Парламенту Труда, являющемуся неотъемлемой частью Лиги Наций, должно быть предоставлено право непосредственного международного законодательства, перед которым должны склониться «суверенные» права отсталых государств в бесчеловечной эксплуатации труда *).

III. Рабочее законодательство на мирной конференции.

31-го января 1919 г. постановлением мирной конференции была учреждена комиссия по рабочему законодательству, «чтобы с международной точки зрения», — как гласил данный ей наказ, — «исследовать условия труда, предложить международные меры, необходимые для обеспечения одинаковой линии поведения и выработать проект постоянного учреждения, на обязанности которого был бы, действуя совместно и под руководством Лиги Наций, продолжать дальнейшие исследования и выработку предложений». О законодательных функциях будущей международной организации по охране труда не говорится ни слова **).

В состав комиссии вошли представители: Соединенных Штатов, Англии, Франции, Италии, Японии, Бельгии, Кубы, Польши и Чехо-

–––––––––––

*) Ср. статью Л. Жуо в «L'Europe Nouvelle» от 15 марта 1919 г.

**) Вот как позже, уже в самом тексте мирного договора, была определена социальная политика Лиги Наций. Согласно ст. 23 Конвенанта члены Лиги торжественно обязуются «обеспечить и сохранить незыблемыми достойные и гуманные условия труда для мужчин, женщин и детей как на территории их собственных государств, так и во всех странах, с которыми их связывают торгово-промышленные отношения; они обязуются. создать и поддерживать необходимые для этого международные учреждения».

cтр. 176

Словакии. Председателем комиссии был назначен председатель американской федерации труда Самуэль Гомперс; среди членов ее упомянем английского министра труда Бэрнса, члена рабочей партии французов Кольяра, министра труда, и Леона Жуо, генерального секретаря Всеобщей Конфедерации Труда, итальянца Кабрини, бельгийского министра юстиции Вандервельде, поляков Патека и министра труда Сокала, и чешского министра Бенеша. — Как видно из приведенного списка, в состав комиссии входил ряд авторитетных вождей рабочего класса.

Комиссия С. Гомперса, в результате тщательной работы в течение 35 заседаний, изготовила проект соответствующих статей договора, и представила его 24 марта 1919 г. мирной конференции. 11-го апреля проект комиссии с некоторыми изменениями был на пленарном заседании конференции утвержден; впервые в истории человечества в статьи мирного договора включены положения, имеющие целью обеспечить в международном масштабе рабочим всего мира достойное человека существование.

Каково же содержание этой первой международной «Хартии Труда»?

Интересующие нас положения изложены в ст. 387-427 мирного договора и составляют особую (ХШ) часть последнего. По содержанию своему эти статьи распадаются на две неравные части. Первая, включающая в себе сорок статей (387-426), излагает строение и порядок функционирования международной организации по охране труда; вторая же, состоящая из одной 427 статьи, провозглашает основные принципы рабочего права. Статьям предпослано введение, которое мы считаем нелишним привести здесь почти полностью.

«Принимая во внимание, что Лига Наций имеет целью установление всеобщего мира и что такой мир может быть утвержден только на основе социальной справедливости;

принимая во внимание, что существуют условия труда, влекущие за собою для большого числа людей несправедливость, лишения и нищету, а это в свою очередь является причиной недовольства, опасного для всеобщего мира и гармонии, и принимая во внимание неотложную необходимость улучшить эти условия...

принимая во внимание, что отказ со стороны какой-либо нации применять истинно гуманные условия труда служит препятствием для усилий других наций улучшить положение трудящихся всех стран;

Высокие Договаривающиеся Стороны, движимые чувством справедливости и гуманности, а также желанием обеспечить прочный мир для всего мира, заключают договор о нижеследующем».

cтр. 177

«Создание Лиги Наций", — комментируется в докладе мысль введения, — «не представляет собою никакого действительного выхода из всех бедствий, в которые был погружен мир в прошлом, — если только Лига не устранит промышленной неурядицы и несправедливости, которые разрушают современное общество». Задачи Лиги Наций выходят, таким образом, далеко за пределы упрочения всеобщего мира и начал права в международных отношениях; перед ней открываются необозримые перспективы переустройства отношений межклассовых во всем мире на началах социальной справедливости.

В схеме, создаваемой на основании ч. XIII мирного договора международной организации важно отметить прежде всего, что новая организация, по составу ее участников, представляется шире самой Лиги Наций, частью которой она в то же время является. Все члены Лиги Наций обязательно входят в международный союз по охране труда; но уже теперь доступ в него широко открыт и тому ряду государств побежденной коалиции (Германия, Австрия и др.), для которых вступление в Лигу обставлено рядом трудно преодолимых препятствий*).

Международная организация по охране труда осуществляет свою деятельность через посредство трех своих органов: пленарной Конференции, Совета и Секретариата или Бюро Труда.

Конференция созывается по мере надобности и во всяком случае не реже одного раза в год. Каждое государство — участник международного союза по охране труда, имеет право посылать по четыре делегата, из коих двое представляют правительство, а остальные двое делегируются соответствующими национальными объединениями предпринимателей и рабочих**). Каждого делегата мо-

–––––––––––

*) Лига Наций лишь очень медленно и постепенно теряет первоначальный свой характер одностороннего союза держав-победительниц. К августу 1920 г. из 41 примкнувших к ней государств только 18 принадлежат к нейтральным или входившим в состав германской коалиции во время войны.

**) Такое распределение голосов прошло в комиссии С. Гомперса не без разногласий. Французы, итальянцы и американцы настаивали на предоставлении каждому из трех элементов делегации (правительству, предпринимателям и рабочим) равного количества голосов, указывая на то, что рабочие никогда не примирятся с предоставлением им всего лишь 1/4 голосов. Но незначительным большинством английских, бельгийских и др. членов комиссии решено было однако предоставить правительствам половину голосов; мотивом было то, что решение, принятое голосами предпринимателей и рабочих против правительственного меньшинства, все равно практически имеет мало шансов быть проведенным в жизнь, благодаря несочувствию государственной власти (ср. Доклад комиссии от 24 марта 1919 г.). Контрпроект германской мирной делегации присоединяется к требованию Бернской конференции 1919 г. о предоставлении рабочим половины всех голосов.

cтр. 178

гут сопровождать на конференцию несколько технических советников. Существенным является правило, что делегаты голосуют индивидуально, чем гарантируется независимость представителей рабочих и предпринимателей от своих правительств.

Административный Совет (Governing Body, Conseil d'Administration) cocтоит из 24 членов, избираемых на три года (12 от правительства, и по 6 от предпринимателей и рабочих). Среди правительственных делегатов восемь представляют государства «наиболее важные в промышленном отношении». Совет может быть созван на экстренную сессию по требованию не менее десяти его членов *).

Бюро Труда (International Labour office. Bureau du Travail) является секретариатом Совета. Во главе его стоит избираемый советом директор **), подбирающий остальной персонал по своему усмотрению из специалистов различных национальностей, в части обязательно из женщин. В задачи Бюро входит собирание и распространение материалов по рабочему законодательству разных стран, изучение вопросов, связанных с предполагаемыми международными соглашениями в области рабочего права, производство по поручению конференции анкет, улаживание конфликтов в области применения международного рабочего законодательства, издание периодических бюллетеней и пр.

Каковы же пределы компетенции и каким образом функционирует в целом очерченная выше организация?

Остановимся на той роли, которую ч. XIII мирного договора отводит Конференции Труда, этому главному органу создаваемой международной организации, ее парламенту. Приходится, к сожалению,

–––––––––––

*) На Вашингтонской конференции труда (29 окт.-29 ноября 1919 г.) места в Совете были распределены следующим образом. По одному правительственному представителю имеют: Аргентина, Бельгия, Дания, Германия, Франция, Англия, Италия, Япония, Канада, Польша, Испания, Швейцария. По одному представителю от предпринимателей: Бельгия, Франция, Англия, Италия, Швейцария, Чехословакия. От рабочих: Германия, Франция, Англия, Голландия, Канада, Швеция.

В конституировавшемся 26-28 янв. 1920 г. Совете представителями от рабочих были: Стюарт Бюннинг (Англия), Удегеест (Голландия), Торберг (Швеция), Легиен (Германия) и Леон Жуо (Франция).

**) 26 января 1920 г. на пост директора Бюро Труда избран французский социалист Альбер Тома.

cтр. 179

констатировать, что в этом основном пункте проект комиссии Гомперса, позже утвержденный мирной конференцией, совершенно не отвечает ожиданиям рабочих кругов. Как мы упоминали выше, Бернская рабочая конференция 1919 г. настаивала на предоставлении Конференции Труда в области рабочего законодательства права выносить постановления, обязательные для входящих в состав Лиги государств. Согласно же ст. 405 договора, в задачу Конференции Труда входит лишь достижение, в области рабочего законодательства, добровольных соглашений, обязательных только для примкнувших к ним государств.

В самой комиссии по данному вопросу существовало значительное расхождение мнений. Наиболее радикально были настроены французские и итальянские делегаты, отстаивавшие принцип обязательной силы для решений конференции, даже в случае несогласия с ними законодательных учреждений той или иной страны. Недовольному государству, по мнению этой группы делегатов, должно быть предоставлено лишь право апелляции к совету Лиги Наций; но подтвержденное вторично после этого решение Конференции Труда должно подлежать исполнению во всяком случае. Но большинство делегатов стояло на точке зрения, что для общеобязательного международного законодательства время еще не приспело; лишь с ростом международной солидарности можно надеяться на то, что Конференция Труда сможет превратиться в законодательное учреждение; попытка же теперь уже, через голову народных представительств отдельных государств, навязать последним выработанные Конференцией нормы, способна побудить эти государства скорее выйти из состава Лиги, чем подчиниться вредному, на их взгляд, нарушению их суверенитета в народно-хозяйственной области *).

Статья 405-ая договора устанавливает следующий порядок для проведения в жизнь постановлений Конференции Труда. По форме своей эти постановления могут быть двоякого рода: а) т. н. «предложения» гесоmmаndаtiоn), и б) проекты международных конвенций

–––––––––––

*) На общеобязательном характере постановлений Конференции Труда настаивала, ссылаясь на авторитет Бернской Конференции, также и германская делегация мира (см. письмо Брокдорфа Рантцау от 22 мая 1919 г.). — Недостаточность предоставленной Конференции компетенции признана была также и докладчиком комиссии французской палаты депутатов по ратификации Версальского договора, депутатом А. Ренаром в заседании палаты 6-го августа 1919 г.

cтр. 180

по тому или иному вопросу. В первом случае Конференция обращает внимание соответствующих правительств на желательность проведения в законодательном или административном порядке тех или иных мероприятий; во втором, — членам международной организации предлагается конкретный проект соглашения. В обоих случаях правительства обязаны в течение года представить рекомендуемую меру на утверждение законодательной власти своей страны. Ни в коем случае предложения Конференции Труда не должны влиять в сторону понижения уровня условий труда, достигнутого в какой-либо отдельной стране.

Участие в конвенции предоставляется доброй воле каждого государства; но, раз присоединившись к ней, государство уже обязано соблюдать все условия подписанного им соглашения; нарушение их может быть обжаловано перед Советом Труда, а государство-нарушитель — подвергнуться каре.

Право принесения жалобы предоставляется как отдельным организациям рабочих или предпринимателей, так и государству. В первом случае Совет Труда запрашивает от государства, обвиняемого в нарушении конвенции, объяснения по существу жалобы. В случае неполучения в назначенный срок объяснений или если они будут признаны Советом неудовлетворительными, последний может придать гласности как жалобу, так и объяснения соответствующего правительства. Роль совета в данном случае ограничивается, очевидно, лишь посредничеством, а мера воздействия на правонарушителя — обращением к суду общественного мнения.

Более сложный и более действительный аппарат воздействия предусматривается, если жалобщиком является не отдельная предпринимательская или рабочая организация, а целое государство. В последнем случае, исчерпав вышеуказанные средства, совет может передать жалобу особой следственной комиссии из трех членов (по одному от рабочих, предпринимателей и третье лицо независимое от тех и других). Следственная комиссия в своем заключении устанавливает фактическую сторону конфликта, определяет необходимые для его ликвидации меры, а равно указывает на санкции экономического характера, имеющие, в случае надобности, быть примененными в отношении виновной стороны. Обеим заинтересованным сторонам предоставлено право апелляции к международ-

cтр. 181

ному суду Лиги Наций, решение которого уже является окончательным *).

Как мы видим из изложенного, процессуальная сторона прохождения жалобы потерпевшего, от момента ее заявления в Бюро Труда до вынесения окончательного приговора международным судом, разработана в статьях ч. ХШ договора достаточно полно и последовательно. Но кем же приводятся в исполнение решения последней инстанции? Ответ, даваемый на этот вопрос ст. 419, приходится признать крайне неудовлетворительным. В то время, как для обеспечения интересов пострадавшей страны на всех стадиях процесса указаны соответствующие органы Лиги, — Бюро Труда, Совет, следственная комиссия, Международный Суд, — международного аппарата принуждения для восстановления нарушенного права не существует, применение экономических санкций оставляется на усмотрение отдельных членов Лиги: «Если какой-либо член Лиги не подчиняется в назначенный срок указаниям, содержащимся в заключении следственной комиссии или в решении международного суда, то всякий член Лиги имеет право применять по отношению к нему экономические санкции, указанные в заключении комиссии или постановлении суда». Кроме того, такая мера, как напр. блокада какого-либо государства, нарушая весь мировой товарообмен поражает иногда интересы стран нейтральных сильнее даже, чем страны блокируемой. Недопустимо оставлять применение такого жестокого и опасного средства в бесконтрольном распоряжении отдельных членов Лиги.

На этом мы заканчиваем изложение и разбор статей договора, относящихся к строению и деятельности органов международного рабочего законодательства. Следует еще отметить лишь весьма важную ст. 422, предусматривающую возможность пересмотра договора: всякое изменение должно быть принято двумя третьями Конференции Труда и утверждено единогласно державами, представленными в Совете Лиги Наций, а также двумя третями остальных членов Лиги. Как ни затруднено таким образом изменение основных законов,

*) Ст. 414-419 не вскрывают содержания понятия экономических санкций; не определяет характера их и основная ст. 16 Ковенанта об учреждении Лиги Наций. Вопрос об экономических санкциях сейчас дебатируется в литературе. По французскому проекту Ковенанта в систему экономических санкций входят такие меры, как блокада виновного государства, наложение эмбарго на его коммерческие суда, лишение его сырья и продовольсгвия, запрещение котировки его ценных бумаг на биржах.

В комиссии С. Гомперса сторонниками наиболее решительных мер являлись представители рабочих.

cтр. 182

оно все не открывает возможность дальнейшего развития международной конституции труда.

Перейдем теперь к рассмотрению той единственной статьи (427) договора, которая имеет отношение к материальному содержанию рабочего права.

Вот полный текст этой важной статьи.

«Высокие Договаривающиеся Стороны, признавая, что физическое, моральное и интеллектуальное благосостояние рабочих представляет величайшую важность с международной точки зрения, установили для достижения этой возвышенной цели постоянную организацию, связанную с Лигой Наций.

Они признают, что различия в климате, нравах и обычаях, экономических возможностях и промышленной традиции делают затруднительным немедленное достижение абсолютного единообразия условий труда. Но, исходя из убеждения, что труд не должен рассматриваться только как предмет торговли, они полагают, что существуют методы и принципы в регламентации условий труда, которые все промышленные государства должны стараться применять, поскольку это позволяют специальные условия каждого из них.

Среди этих методов и принципов Высоким Договаривающимся Сторонам представляются особенно важными и неотложными следующие:

1. Основной вышеупомянутый принцип, что труд не должен рассматриваться только как товар или предмет торговли.

2. Право союзов для целей, не противоречащих закону, предоставляемое как рабочим, так и предпринимателям.

3. Рабочая плата, обеспечивающая рабочим достойный образ жизни (a reasonable standard of life), в соответствии с современными понятиями, существующими в данной стране.

4. Установление восьмичасового рабочего дня или сорока восьми часовой недели там, где они еще не установлены.

5. Установление еженедельного отдыха не менее 24 часов, приходящегося по возможности на воскресенье.

6. Запрещение детского труда и ограничение труда подростков обоего пола пределами, позволяющими им продолжать образование и обеспечивающими их физическое развитие.

7. Принцип одинаковой платы без различия пола за работу одинакового достоинства.

8. Правила, регулирующие в каждой стране условия труда, должны обеспечить одинаковое экономическое положение для всех рабочих, легально проживающих в данной стране.

9. Каждое государство должно организовать фабричную инспекцию, с участием женщин, чтобы обеспечить действительное применение законов и правил об охране трудящихся.

Не претендуя на то, что перечень этих принципов и методов

cтр. 183

является исчерпывающим и окончательным, Высокие Договаривающиеся Стороны полагают, что они достойны стать руководящими для политики Лиги Наций, и что, в случае их признания промышленными государствами, входящими в состав Лиги, и проведения в жизнь под наблюдением соответствующей фабричной инспекции, они распространят их длительное благотворное действие на рабочих всего мира».

Как мы можем убедиться из сравнения данного текста с текстом резолюции Бернской рабочей конференции 1919 г., последняя оказала решающее влияние на работы подготовительной комиссии С. Гомперса. Все наиболее важные положения Бернской программы, — свобода коалиций, минимум заработной платы, восьмичасовой рабочий день, запрещение детского труда и пр., — включены в число девяти тезисов первой международной «Хартии Труда». Но есть и существенная разница: в то время, как Бернская конференция полагала, что выработанная ею система ближайших требований рабочего класса должна быть включена в текст мирного договора в качестве международного закона, комиссия С. Гомперса не пошла, или была лишена возможности пойти по этому пути. Вместо суммы конкретных законов, регулирующих в международном порядке важнейшие условия труда, — статья 427 указывает лишь основные линии, провозглашает общие принципы будущего международного рабочего законодательства.

* * *

Наряду с ограничением компетенции Конференции Труда лишь рамками добровольных соглашений, этот отказ мирной конференции от утверждения в законодательном порядке «неотъемлемых прав труда» вызвал жестокое разочарование в рабочих кругах. Сама комиссия Гомперса, вынужденная действовать в пределах наказа, чувствовала тяжесть создавшегося положения и в особой резолюции выразила пожелание, «чтобы международной Конференции Труда, действующей под руководством Лиги Наций, возможно скорее было предоставлено в установленных границах право принимать решения, имеющие силу международного закона». Легко себе представить чувство горечи тех, кто подобно Л. Жуо, несмотря на травлю демагогов, звал рабочий класс на лояльное сотрудничество с органами Лиги Наций. «Представители т. н. демократических государств», писал Жуо в «L'Europe Nouvelle", «оказались не в состоянии понять всю цену и общественное значение минимальных требований... отве-

cтр. 184

чающих в одно и то же время и жизненной необходимости всего человечества, и домогательствам рабочего класса». *)

Но вытекает ли из этого, что созданная на основании мирного договора международная организация по охране труда лишена всякой цены для рабочего класса?

Не следует преувеличивать скептицизма, хотя бы и законного, по отношению к ней. При всем несовершенстве конструкции ее, при всей ограниченности ее прав, — новая организация представляет огромный шаг вперед по сравнению с довоенным положением в области международного рабочего законодательства и открывает перед рабочим движением всего мира широкие перспективы. В такой оценке ее сходятся и придирчивые немецкие комментаторы **), и вожди профессионального движения всего мира. Огромное моральное значение имеет сам по себе беспримерный факт признания в международном договоре основных прав труда, единства интересов трудящихся всего мира, невозможности длительного мира без осуществления элементарной социальной справедливости. С другой же стороны, даже и при теперешнем характере международной организации по охране труда, рабочий класс находит в ней новые, хотя и не достаточно широкие, пути для борьбы за свои интересы и идеалы.

Это не укрылось от тех деятелей профессионального движения, которые не были загипнотизированы большевистской перспективой немедленного социалистического переворота. Необходимое для успеха нового международного действия единство рабочего класса было восстановлено 28 июля 1919 г. на интернациональной рабочей конференции в Амстердаме. Перед воссозданным интернациональным бюро профессиональных союзов, являвшимся до войны лишь справочным и статистическим центром, встают теперь новые задачи: выступая от имени объединенного пролетариата всех стран, добиваться разрешения в международном порядке тех задач, которые до сих

––––––––––

*) Герман. мирная делегация также настаивала как на общеобязательном характере провозглашаемых принципов рабочего права, так и на предоставлении Конференции Труда законодательных функций. Не без надежды прорвать таким образом железный круг зловещего для Германии Версальского договора, делегация даже выступила с фантастическим проектом немедленного созыва в Версале всемирной рабочей конференции для того, чтобы предоставить «решающее слово самим рабочим» в выборе между союзническим и германским проектом международного рабочего законодательства (см. письма Брокдорфа Рантцау к Клемансо от 10 и 22 мая 1919).

**) ср. Р. Eckhard und E. Kuttig. Das Internationale Arbeitsrecht im Friedensvertrage. 1920.

cтр. 186

пор оказывались непосильными для рабочего класса отдельных государств. Синдикализм при этом остается в своей стихии, — защиты рабочих интересов в непосредственных сношениях с капиталом и государственной властью. Изменяется лишь масштаб и важность достигаемых результатов. «Синдикализм вступает в новую стадию своего развития», утверждает Л. Жуо: «прямое действие (action direct) рабочего класса приобретает отныне международное значение».

Правильность намеченного пути была подтверждена первыми же практическими шагами в этом направлении.

На первой сессии международной Конференции Труда (29 октября-29 ноября 1919 г. в Вашингтоне) между представителями 32 участвовавших в ней государств было достигнуто соглашение по ряду таких важных для пролетариата вопросов, как восьмичасовой рабочий день, меры борьбы с безработицей, запрещение детского труда и пр. Несомненно, успеху конференции содействовал авторитет рабочей делегации, выступавшей как представительница Международного Профессионального Бюро, с 23 миллионами его членов.

Вторая сессия международной Конференции Труда, созванная в Генуе (15 июня-10 июля 1920) со специальной целью урегулировать условия труда моряков, выработала несколько предложений и проектов конвенций о сокращении рабочего дня, запрещении детского труда, вознаграждения пострадавшим от кораблекрушений и пр. В течение настоящего года проекты конвенций Вашингтонской и Генуэзской конференции Труда будут предложены для ратификации народным представительствам всех государств — членов международной организации по охране труда. В настоящее время уже имеются сведения *) об утверждении постановлений Вашингтонской Конференции в ряде государств — в Англии, Бельгии, Греции, Франции, Германии, Чехо-Словакии и др. Чтобы реально представить себе всю возможную сферу влияния международного рабочего законодательства, вспомним, что к 1-му июля 1920 г. в 39 государствах Лиги Наций (не покрывающей целиком, к тому же, как уже указывалось выше, понятия международной Организации по охране труда (the International Labour Organisation) числилось более трех четвертей населения всего земного шара (1275 мил. из 1650 мил. жителей **).

–––––––––––

*) Bullet, d'Information du Bureau Intern. du Travail, №№ 1-8 1920 г.

**) P. de Lanux, Portrait de la Société des Nations. «Le monde nouveau». Sept, 1920.

cтр. 186

Можно сожалеть, что в мирном договоре рабочее право не нашло себе законченного выражения в форме обязательного международного законодательства.*). Но писанные статьи закона не имеют самостоятельной чудодейственной силы, и в конечном счете Лассалевское правило, что конституция есть результат реального соотношения общественных сил, — в полной мере применимо и к создающейся конституции международной: действенность созданного международного аппарата и воплощение в жизнь провозглашенной международной хартии труда целиком зависит от того, насколько велико будет влияние сильного своею организованностью и единством Рабочего Интернационала.

Действительную угрозу для возможности осуществления международной рабочей реформы представляют собой поэтому два фактора:

кризис самой Лиги Наций, с которой органически связана международная организация по охране труда, с одной стороны, — и дезорганизующая единство рабочего класса деятельность большевиков, с другой.

Никогда отношение правительств держав-победительниц к идее подлинной Лиги Наций не отличалось искренностью. Был момент, когда они увидели себя вынужденными взять на себя инициативу создания Лиги Наций, — ибо ужас и отвращение перед безумием только что закончившейся мировой войны, негодование против вызвавшей ее преступной политики держав обеих коалиций грозило взрывом народного возмущения. При помощи опытных дипломатов Верховному Совету удалось во время выработки основ Лиги Наций в достаточной степени изуродовать самую идею ее. На практике же, в международной политике кабинетов Лондона, Парижа, Рима, Токио по-прежнему господствует «принцип абсолютной беспринципности», неслыханный даже в прошлом цинизм в попирании всякого права. По отношению к Лиге Наций усвоена тактика коварного сознательного дискредитирования ее.

Разрушая в своем ослеплении надежду народов на возможность осуществления права и социальной справедливости мирным эволюционным путем, империалисты и реакционеры всех стран дают моральное оправдание революции. Большевизм же открывает перед отча-

––––––––

*) Нельзя забывать, впрочем, что обязательность постановлений Конференции Труда могла бы быть обеспечена лишь при совершенно иной конструкции самой Лиги Наций. При теперешнем характере и состоянии последней, путь соглашений в области рабочего законодательства остается, к сожалению, единственно реальным.

cтр. 187

явшимися массами заманчивые перспективы немедленного и полного социального переустройства всего мира. Бесчестная политика господствующих в современной Лиге Наций правительств дает большевикам благодарный материал для агитации против самой идеи Лиги Наций.

Эту двойную опасность, — возвращения к довоенному хаосу международных и социальных отношений, — и стихийного увлечения масс на путь явно несбыточной и гибельной при данных условиях авантюры, — сознательная часть рабочего класса может парализовать только планомерной и энергичной деятельностью объединенного рабочего интернационала. Рабочий класс, как авангард демократии и вместе с нею, должен взять на себя, пока не поздно, осуществление той далеко идущей «реконструкции» общественных отношений, необходимость которой сознают не только социалисты всех оттенков, но и наиболее проницательные буржуазные экономисты. «Силы ХIХ века завершили свой круг, они исчерпаны», пишет в своей замечательной книге Джон Кейнс*) : «Экономические мотивы и идеалы этой эпохи нас более не удовлетворяют; мы должны найти новый путь, снова перенести невзгоды и страдания, связанные с появлением на свете нового промышленного строя».

Но тут на пути исторической творческой миссии рабочего класса вновь встает разрушительная стихия большевизма. Как микробы разложения, могущие существовать лишь в тканях больного общественного организма, охваченного пароксизмом гражданской междоусобицы, большевики наибольшую опасность для себя чувствуют в здоровом воздухе радикальных социальных и политических реформ. В Лиге Наций они уже давно видели, — преувеличивая, впрочем, ее реальное значение, — «препятствие для социальной революции»; давно уже жестоко травят созданное «социал-предателями», «лакеями буржуазии» Международное Бюро Труда. Но, убедившись, что с делом ослабления и компрометации Лиги Наций успешно справляются такие «друзья» ее, как Л. Джордж, Клемансо или Пильсудский, большевики сосредоточили свои силы на более неотложном деле, — разрушении единства рабочего класса, главной силы, способной своим выступлением на историческую сцену сыграть роль великого преобразователя современных общественных отношений. Ярость большевист-

––––––––––

*) Цит. по франц. переводу: John Keynes «Les conséquences économiques de la paix», стр. 204.

cтр. 188

ских атак сосредоточивается на Амстердамском Международном Профессиональном Бюро. Исп. Ком. III Интернационала торжественно заявляет, что «новый Амстердамский Интернационал желтых (!) синдикатов является в настоящий момент более опасным и более вредным для мировой революции, чем Лига Наций...» *) и, в противовес Амстердамскому, объявляет о создании в Москве собственного Интернационала «красных» синдикатов.

Большевизму, исходящему из точки зрения диктатуры меньшинства во имя немедленной социальной революции, нельзя отказать в последовательности, когда он объявляет изжитой систему демократии, покидает «социал-предательский» II-й Интернационал, стремится взорвать изнутри , «желтый», «белогвардейский» Амстердамский рабочий Интернационал за его участие в «организованной империалистами Конференции Труда».

Можно лишь пожелать той же последовательности и определенности в выводах и сторонникам традиций демократического социализма. Диктатура — или демократия, третьего не дано. Далека от идеала формальная демократия, плох и многогрешен искалеченный II Интернационал, малодейственен рабочий синдикальный Интернационал, унижена врагами демократии идея Лиги Наций. Но для тех, кто понимает невозможность преждевременных смен исторических эпох, кто революцию считает правом лишь большинства народа, кто разгадал призрачный характер блуждающих огней III Интернационала, — не должно быть сомнений в выборе.

В. Руднев.

–––––––––

*) Воззвание Исп. Ком. III-гo Интернационала к «сознательным пролетариям Франции», приведено в L'Humanité от 12 Sept. 1920.