С.П. Тюрин. Guild socialism (Опыт построения новой социальной теории в Англии) // Современные записки. 1920. Кн. I. С. 235–240.

стр. 235

GUILD SOCIALISM

(Опыт построения новой социальной теории в Англии)

Среди организованных рабочих Англии, остающихся в общем верными принципам демократии и социализма, под влиянием результатов мировой войны и русской революции сильны — как и всюду — искания выхода из создавшегося хаоса в области промышленной и всей социально-экономической жизни страны. Результатов этих исканий пока не видно для обычного глаза, ибо они идут внутри, в самой толще организации рабочих и лишь спорадически дают о себе знать, как только на поверхности социально-политической жизни страны обнаруживаются конфликты, в виде требования национализации угольных копей, или угроза стачкой, за которыми уже не стоят лишь простые

стр. 236

экономические требования, а нечто большее.

И в то время как идет эта глухая, упорная систематическая работа в недрах организаций рабочих масс — в среде социалистически настроенной английской интеллигенции и молодых ученых в области социальных наук бурно работает мысль и тоже ищет выхода.

Одним из таких исканий является в Англии течение под именем Guild Socialism или National Guild — термин мало удачный по мнению и самих сторонников движения и мало говорящий при переводе его на русский язык, ибо это не есть по существу возврат к средневековому строю гильдий, хотя эпоха средневековья трактуется некоторыми из авторов, как доброе старое время, и одним из пионеров этого движения Артуром Пенти (Arthur Penty) написана довольно объемистая книга, пытающаяся осветить всю историю, начиная с культуры Греции и Рима и до наших дней, с точки зрения этого нового учения о Национальной Гильдии или Социалистической Гильдии (мы умышленно не говорим Гильдейского Социализма — не потому, что это звучит вульгарно, а потому что в основе всего учения все же лежит не социализм, а гильдия, как абстракция и как носительница функционального начала в области производства, распределения и всего социального строя будущего).

Прежде чем перейти к изложению сущности этого нового течения, мы должны сделать и еще два замечания. Среди сторонников этого течения совершенно нет единства ни в излагаемой ими доктрине, ни в их общем миросозерцании. К нему принадлежат люди различных политических убеждений, причем всем им свойственен своего рода фанатизм, и все время чувствуется, что, считая себя новаторами, они не столько поучают, хладнокровно излагая глубоко продуманную научную проблему, сколько полемизируют, агитируют и сражаются, порой с несуществующим врагом, задорно, злобно и нетерпимо.

Фразеология некоторых из авторов пестрит порой терминами, которые вы обычно находите в прокламациях русских большевиков.

Впервые заговорил о Guild Socialism'е Артур Пенти в 1906 г., издав книгу «The Restaration of the Guild System». Позднее к нему присоединился редактор журнала «The New Age» A. R. Orage. Результатом их сотрудничества появился ряд статей в 1912-1913 г. г., в «The New Age», которые потом ими были систематизированы и изданы в 1914 г. под заглавием «National Guilds, An Inquiry into the Wage System and the Way Out». Горячий сторонник нового течения G. D. H. Cole присоединился к движению только в 1914 г., а до этого времени он, по его же собственным словам, не хотел считать себя сторонником учения о гильдии, так как ему «не нравился термин Guildsman и все движение казалось слишком мало связанным с реальным промышленным миром». *)

В 1914 г., вернее на Пасхе 1915 г, была окончательно создана Лига Национальных Гильдий (National Guilds League), которая, во главе с G. Cole и W. Melloz и повела регулярную пропаганду своих идей среди рабочих организаций Англии.

–––––––––

*) G. D. H. Cole. „Chaos and Order in Industry", стр. 51.

стр. 237

«Основная мысль доктрины о гильдии, — говорит G. D. H. Cole в своей книге «Chaos and Order in Industry», заключается в том, что различные отрасли промышленности и занятия должны демократически управляться теми, кто работает в них. По существу это есть стремление применить в области промышленной жизни принципы демократии и самоуправления, которые, хотя правда только теоретически, признаны в области политической. Основная точка зрения сторонников учения о гильдии та, что человеческий труд не есть вещь или товар, и что существующая система оплаты труда, трактуя труд, как вещь, повинна в нарушении человеческой справедливости и насиловании элементарных потребностей человека. Выходом из этой системы оплаты труда должен быть отказ рабочих работать за заработную плату. Сторонники учения о гильдии стремятся к тому, чтобы тред-юнионы направили всю свою политику на обеспечение за трудом права контроля промышленности. Ячейкой, способной взять на себя контроль производственного процесса в мастерской, является рабочий комитет тред-юниона в данной мастерской. К сожалению, современное профессиональное движение настолько хаотично и настолько раздроблено, что необходимо вместо тред-юнионизма (Trade-Unionism) агитировать за индустриальный юнионизм (Industrial Unionism), систематически объединяя тред-юнионы по индустриям. Сторонники учения о гильдии против частной собственности в области промышленности и стоят за общественное владение, причем, конечно, это не надо понимать в том смысле, что данная отрасль промышленности будет бюрократически управляться одним из департаментов государства. Контроль всей индустрии должен находиться в руках национальных гильдий и всего того персонала, который занят в промышленности. Но сторонники учения о гильдии и против того, чтобы какая-либо отрасль промышленности принадлежала рабочим, работающим в ней. Их целью является создать промышленную демократию, отдавая в руки рабочих все административное ведение дела, и в то же самое время избежать получения прибыли, отдавая собственность в руки общества.

Рабочий в гильдии не будет работать ради прибыли: цены произведенных им продуктов и размер его вознаграждения, косвенно по меньшей мере, будут устанавливаться в значительной степени общественным контролем. При системе гильдии рабочие и общество являются партнерами в области промышленности, и это резко отличает эту систему от того, что принято называть синдикализмом. Доминирующими идеями национальных гильдий являются самоуправление в промышленности и демократия. Демократический принцип также применим в индустрии, как и в политике: более того, политические учреждения никогда не могут быть действительно целиком демократичны, если они не опираются на демократические учреждения в области экономической жизни. Истинная демократия должна быть по существу функциональной демократией в том смысле, что всякое демократическое общество может быть основано только на демократических организациях его составных частей».*)

––––––––––

*) G. D. H. Cole. «Chaos and Order in Industry», стр. 55 и след.

стр. 238

«Основной принцип в гильдии, по мнению S. G. Hobson и A. R. Orage, — промышленная демократия. Этим она отличается от государственного социализма или коллективизма. При последнем контроль осуществляется извне и по существу своему бюрократичен, гильдия же сама ведет свои дела, сама назначает своих служащих, от управляющего и до мальчика для посылок, сносится с другими гильдиями и государством, как самодовлеющая единица. Она отвергает бюрократию государства, но в то же время она отвергает и синдикализм, так как она признает сотрудничество с государством, если это сотрудничество построено на принципе промышленной демократии.

Нам ясно, что гильдия не должна быть абсолютным владельцем земли, домов и машин. Мы остаемся социалистами потому, что мы верим, что в конечном счете государство, как орган, представляющий все общество в целом, должно быть окончательным судьей.

Таким образом, мы отчасти согласны с государственным социализмом или коллективизмом, но мы также находимся в согласии и с синдикалистами, основная идея которых заключается в конечном счете в том, что рабочие должны сами контролировать ту работу, которую они делают и через посредство своих союзов должны быть сами себе господами. Однако, признание государства и его функций отнюдь не нарушает нашего основного утверждения, что экономика должна предшествовать политике". *)

По вопросу о государстве г. г. С. Гобсон и А. Орэдж сильно расходятся во мнениях с г. Коле, который не признает суверенитета государства и в новом издании своей книги «Self-Government in Industry» не отстаивает уже своей прежней точки зрения на со-суверенитет государства и гильдии, и развивает ту мысль, что государство теперь перестало представлять потребителя и что гильдия, как ассоциация производителей, сталкивается уже не с государством, утерявшим свое значение, а с группой организаций, представляющих потребителя; и если соглашение по спорному вопросу не последует между ними, то вопрос переносится на соединенное совещание, в котором участвуют Конгресс Гильдии, Государство и различные функциональные Конгрессы потребителей.

Жестоко критикуя существующую систему и весь уклад современного социально-политического строя, сторонники гильдии мало заботятся о том, чтобы в противовес существующей системе дать конкретные указания, как же будет построен новый возвещаемый ими строй. В этом отношении они очень напоминают нам наших большевиков, которые не заботятся, как будет создан ими же провозглашенный коммунистический строй: важно разрушить, уничтожить, посадить на место опытного и знающего человека своего коммуниста, хотя бы он и не обладал никаким опытом и знанием, а остальное все образуется само собой.

По мнению G. Cole, раз существующая система оплаты труда будет уничтожена, вопрос о вознаграждении приобретает уже совершенно не то значение, какое оно имеет теперь. Национальная Гильдия, по его мнению, будет фиксировать цены за достав-

–––––––––

*) А. R. Orage. „National Guilds", стр. 132 и след.

стр. 239

ленные продукты, принимая во внимание качество и количество. По мнению других авторов, будет установлен определенный минимум, а излишки гильдия будет в одной части оставлять на производство, в другой части держать в запасе для нужд производства, а остаток распределять между собой, но не по принципу равенства, а принимая во внимание и возраст и различие способностей и т. д.

Область распределения у сторонников учения о гильдии, надо сказать, в общем очень мало разработана, а в вопросах капитала и денежного обращения у них еще менее ясности. Так, например, у них не учитывается вся сложность и огромное значение капитала и его обращение, и упускается из виду та простая истина, что по самой своей природе гильдия сделает капитал менее подвижным, а, с другой стороны, среди гильдий будут существовать соревнование и конкуренция и постоянные трения из-за обладания капиталом. А это, в первую голову, сильно отразится на производительности, этом главном нерве любого общежития.

Коль скоро в Англии, по мнению С. Гобсона и А. Орэджа, будет отменена существующая система оплаты труда и рента, процент и прибыль исчезнут, Англия сразу становится в более благоприятное положение по отношению к другим странам, у которых она будет закупать сырые материалы и которые — не будучи в состоянии конкурировать с Англией, ибо их будут давить их собственные ренты, проценты, прибыль, — принуждены будут тоже перейти к строю гильдий. Банковая система в Англии исчезнет и все сделки будут производиться Национальным Банком Гильдии при посредстве Расчетной Палаты — Clearing House'a. А затем, рано или поздно, будет найдена особая единица стоимости не обязательно опирающаяся на время, которая со временем выровняется и будет общепризнанным мерилом.

Допустим, говорят вышеприведенные авторы, что мы назовем эту единицу труда, гильдером (guilder), тогда весь процесс обмена получает реальное обоснование. Мусорщик будет, допустим, получать в неделю 60 гильдеров, механический рабочий 100 гидьдеров, текстильщик 75, углекоп 90, и т. д. Будут ли эти гильдеры отчеканены на куске дешевого металла, или на клочке бумаги, это практически не существенно. Важно, что это — наше мерило труда, признанное, как меновая единица, всеми гильдиями, и, так как каждая гильдия будет являться и банком в тоже время — то никаких особых затруднений не будет.

Много уделяют внимания новаторы и вопросу о роли личности, но и здесь такие же общие места и, в целом, вы получаете впечатление, что человек будущего уже не будет обладать теми отрицательными качествами, какими он обладает теперь только потому, что он живет в эпоху капитализма, делающего его и жадным, и эгоистическим, и преследующим только свои личные интересы. В этом отношении они напоминают тех идеалистов, которые рисовали и рисуют человека не каков он есть, а каковым он должен быть. И вот этот-то человек, лишенный недостатков, наложенных на него современным строем, а обладающий только добродетелями сумеет построить грядущий Новый Строй Гильдий, — и многое, чего не продумали до конца сами новаторы, обра-

стр. 240

зуется само собой только потому, что «гидра», разъедающая современный строй, исчезнет с лица земли. Каковы же пути, ведущие к царству Гильдии?

Что это; долгий ли эволюционный путь, политическая ли революция, или диктатура большевика-коммуниста?

Новаторы и здесь различно отвечают на вопрос: Артур Пенти энергично протестует против насилия. «Если существующий строй, — говорит он, — был бы сметен до основания, было бы невозможно создать сразу такие условия, которые бы помогли нам справиться с создавшимся положением. Мы погибли бы через каких-нибудь две недели. Если рабочий класс России был не в состоянии уничтожить господство двух процентов населения без того, чтобы не вызвать социального хаоса — то что же ожидает наших рабочих, если им предстоит уничтожить господство 30 % населения».*

Некоторые новаторы не прочь бы ликвидировать дело путем экспроприации за известное вознаграждение, причем эта «справедливая оценка» куда щедрее у них, чем во всех тех русских законопроектах, которые писались после мартовской революции 1917 г. и на Юге России.

Наиболее непримиримыми и здесь является г-н Коль, который хотя и не провозглашает революции, как единственного средства покончить с системой наемного труда, но считает, что катастрофа неизбежна.

В одной из своих агитационных брошюр Лига Национальных Гильдий говорит: «Идея гильдии с верой взирает на революционный тред-юнионизм. Она настаивает на той политике тред-юниона, которая начнется грандиозной организационной кампанией во имя упрочения полной монополии труда и затем перейдет к требованию создания контроля и управления промышленностью на принципе партнерства с государством».**

Такова та идея о грядущем царстве гильдии, которую ее ревностные сторонники стремятся внедрить в умы широких масс Англии, ведя везде и всюду деятельную агитацию. Сделана даже попытка от слов перейти к делу, и в Манчестере создалась Строительная Гильдия, в которой горячее участие принял один из упомянутых авторов С. Гобсон.

Вероятная неудача этого начинания заставит его деятелей перейти к дальнейшей разработке тех здоровых начал, которые они включили в свою схему, и отдать свой ум, способности и силы на более широкую подготовку к претворению в жизнь этих здоровых начал. Среди последних вопросы производительности, организация индустрии, децентрализации и самоуправления, на ряду с вопросами потребления, занимают видное место. Но они получают свое практическое значение только тогда, когда рассматриваются не в абстрактном комплексе, названном Гильдией, а в той реальной обстановке, в которой протекает народно-хозяйственная жизнь страны.

С. П. Тюрин.

–––––––––

*) Н. Reynard. «The Guild Socialists» в «The Economie Journal». September 1920, стр. 326.

**) The Guild Idea. Pamphlet № 2. Стр. 11.