А. Михельсон. Мировая борьба за нефть [статья] // Современные записки. 1921. Кн. IV. С. 188227.


 

Стр. 188

МИРОВАЯ БОРЬБА ЗА НЕФТЬ.

С изумительной свойственной ему интуицией великий русский ученый Д. И. Менделеев еще в 80-х годах прошлого столетия предвидел то мировое значение, которое приобретет нефть как источник двигательной силы и топливо. Пророческие слова Менделеева сбылись. Изобретение в начале ХХ столетия двигателей внутреннего сгорания вызвало такую же промышленную революцию, какую в свое время произвело изобретение паровой машины.

Не только в начале этой революции, но уже и ныне громадное распространение автомобилизма и авиации, широкое применение жидкого топлива для отопления судовых машин, все увеличивающееся потребление смазочных масел — все это указывает на то, что в отличие от XIX столетия — столетия паровой машины и угля — ХХ столетие обещает быть веком двигателей внутреннего сгорания и жидкого нефтяного топлива.

Каковы же эти технические и экономические преимущества нефти, которые сделали нефть главным фактором происходящего на наших глазах промышленного переворота?

Как известно, из сырой нефти путем перегонки добываются: бензин, керосин и смазочные масла. Все эти продукты представляют совершенно исключительное значение для современной промышленности.

Головокружительный рост автомобилизма как средства передвижения, широкое применение тракторов в сельском хозяйстве — все это имеет своим последствием все расширяющееся

Стр. 189

потребление бензина — потребление, которое не поспевает за производством.

Керосин, другой продукт перегонки, еще до сих пор является главным источником освещения для широких народных масс, а применение смазочных масел быстро растет вместе с развитием машинного производства.

Наконец, остающиеся после отгонки более ценных продуктов так называемые нефтяные остатки (мазут) получили в последнее время самое широкое распространение как жидкое топливо. Не входя в технические подробности, скажем только, что это топливо не имеет себе соперников между обычными видами топлива не только потому, что занимает мало места, горит до конца и, само притекая, почти не требует ухода, но и потому, что нагревательная способность (теплопроизводительность) нефти много выше, чем самых лучших каменных углей, а жар, доставляемый горящими остатками, равняется высшей степени, получаемой с наилучших сортов угля.*) Так, теплопроизводительность одного килограмма нефтяных остатков соответствует 1,5 — 1,8 килограммов лучших сортов угля.

Таковы технические и экономические преимущества нефтяного топлива перед угольными, но и условия добывания нефти представляют значительное преимущество с народно-хозяйственной точки зрения перед промышленностью каменноугольной. Самое добывание нефти требует значительно меньшего применения живого человеческого труда, да и самый труд человеческий применяется в нефтяной промышленности в условиях, совершенно не напоминающих изнурительный труд горнорабочего.

Другое преимущество нефти заключается в том, что перевозка добытого продукта происходит в условиях значительно более простых и дешевых, чем перевозка каменного угля. Добываемая нефть переотправляется на далекие расстояния по специально для этой цели проложенным трубам (нефтепроводам),

––––––––

*) Д. Менделеев. Нефть. Энциклопедический словарь Брокгауза. № 40.

Стр. 190

перекачка по которым нефти происходит при помощи специальных механических приспособлений чрезвычайно быстро, с небольшой затратой труда, а главное — дешевле, чем перевозки сухим путем. Но даже перевозка нефти по железным дорогам и в морских сообщениях благодаря применению нефтеналивных судов и наливных вагонов-цистерн происходит значительно быстрее, требует значительно меньших затрат труда по нагрузке, выгрузке и перегрузке; при этом в общей массе всех ж.-дорожных перевозок перевозка нефти происходит в условиях наилучшего использования перевозочных средств. Все изложенные экономические и технические преимущества нефти выявились, однако, не сразу. Первое время употребление нефти главным образом ограничивалось целями освещения, и казалось, что изобретение в этой области газового, а затем и электрического освещения может в значительной степени сузить самое потребление нефти.

Значительный рост потребления, а с ним и добывания нефти, явился, как мы уже выше указывали, результатом изобретения двигателей внутреннего сгорания, широкого применения нефтяных остатков для целей отопления и значительного роста потребления смазочных масел. В соответствии с этим рост потребления нефти в мировом хозяйстве, сначала довольно медленный: с 3.897.000 тонн (1880 г.) до 19.570.000 тонн (в 1900 г.), быстро прогрессируя, достиг в 1919 г. громадной цифры в 78.059.630 тонн.

В этот первый, так сказать, «мирный период» развития нефтяной промышленности, пока и применение нефти ограничивалось лишь целями освещения и использования некоторых ее дериватов, нефтяная промышленность является по преимуществу промышленностью С. А. Соединенных Штатов, которым, благодаря мощной экономической организации в виде нефтяного треста «Standard Oil Comp.», удалось покорить себе весь мировой нефтяной рынок.

История этого нефтяного треста настолько тесно связана с мировым нефтяным вопросом, что на ней следует остановиться несколько подробнее. В 1870 году скромное акционерное общество под

Стр. 191

фирмой «Rockfeller, Andrews, Flager» с местопребыванием в Кливленде (Штат Огайо), поглотило ряд небольших нефтеперегонных заводов и приняло название одного из них —«Standard Oil Ohio». Первоначальный основной капитал этого акционерного общества равнялся скромной цифре в 1 милл. долларов, а все потребление нефти едва ли достигало 600 баррелей в день. Ничтожность этих первоначальных цифр особенно ярко выступает, если сравнить этот первоначальный эмбрион треста с нынешней его организацией. За протекшие 60 лет нефтяной трест «Standard Oil» увеличил свой капитал до 1 миллиарда долларов (увеличение в 1.000 раз), а ежедневное потребление нефти возросло до 200 миллионов баррелей (т. е. увеличение в 300.000 раз). *) Таков грандиозный рост этого нефтяного треста, который ныне составляет один из самых мощных экономических организмов во всем мировом хозяйстве.

Организация «Standard Oil» отличается следующими особенностями, которые в значительной степени и обусловили его поразительный успех и исключительно быстрый рост его могущества. «Standard Oil» представляет из себя организации главным образом по перевозке нефти и отчасти и по ее очистке. Самое нефтедобывание было с самого начала оставлено руководителями вне задач треста и предоставлено целиком сотням нефтедобывающих обществ, разбросанных по всему пространству Америки.

Так, до настоящего времени в руках треста сосредоточены лишь 18 проц. всего американского нефтедобывания, между тем как почти 95 проц. всей американской нефтяной добычи попадает лишь в распоряжение треста благодаря контрактам с отдельными производящими обществами.

Главная деятельность треста заключается в перекачке нефти по принадлежащим ему нефтепроводам в потребительные центры и на нефтеперегонные заводы и в поставке нефтяных продуктов всему мировому рынку.

Главная энергия руководителей треста была направлена с самого начала на создание мощного транспортного и торгового

–––––––––

*) H. Borenger. La politique du pétrole, p. 16 ctc.

Стр. 192

аппарата. Территория С. А. Соединенных Штатов была изборождена по всем направлениям нефтепроводами, построенными нефтяным трестом.

Ему же принадлежит значительная часть американского нефтеналивного флота. Ему же удалось создать раскинутую по всему миру образцовую торговую организацию.

Имея в своих руках почти всю организацию по транспорту и продаже нефти, заключив к тому же ряд специальных соглашений с отдельными железнодорожными компаниями, которые перевозили нефть треста на более льготных основаниях путем скрытых скидок с железнодорожных тарифов. «Standard Oil» легко подчинил себе всех производителей нефти и, пользуясь своим монопольным положением, диктовал цены на нефть всему американскому народному хозяйству.*)

Нефтяной трест не остановился, однако, на подчинении себе всей американской нефтяной промышленности и американского нефтяного рынка. С начала 90 годов прошлого столетия он раскидывает свою организацию по всему миру. Легко побеждая своего главного в то время конкурента в мировом рынке — Россию, — американский нефтяной трест почти до конца прошлого столетия господствует на мировом нефтяном рынке.

По мере роста нефтяного треста расширялась и сфера его деятельности. Ему уже становится тесно в рамках исключительно нефтяной промышленности. Он подчиняет себе некоторые крупные банковские институты, которые помогают его торговым операциям. Он завязывает связи со стальным трестом, выговаривая себе исключительные условия по поставке труб для своих нефтепроводов, входит в тесные соглашения с железнодорожными компаниями, добивается более льготных тарифных ставок для перевозки своих продуктов и т.д. Но для успеха своих финансовых комбинаций тресту необходимо и политическое влияние, и вот и в этой области, правда, с большой осторожностью, начинает чувствоваться его рука. Он поддерживает и проводит тех или иных кандидатов в Конгресс или Сенат, субсидирует органы печати. Имея в своем распоряже-

–––––––––

*) F. Delaisi. Le pétrole, p. 34.

Стр. 193

нии средства, превышающие бюджет любого государства до войны, нефтяной трест становится организацией не только мощной, но и опасной, настоящим государством в государстве.

Устрашенная этой новой грозной силой американская демократия дважды делает попытку ликвидировать нефтяной трест. В 1892 г., согласно решению суда, нефтяной трест был присужден к ликвидации, но организаторы треста нашли возможность, разрушив внешне трест, сохранить его внутреннюю целостность. Трест был для видимости раздроблен на 20 якобы самостоятельных обществ, между которыми было распределено все имущество нефтяного треста, при этом контрольные пакеты акций этих отдельных обществ остались в руках его прежних директоров, причем последние передали всю совокупность этих отдельных контрольных пакетов новому специально образованному обществу с капиталом в 100 милл. долларов под наименованием «Standard Oil Comp. of New Jersey». Из указанных 100 милл. долларов этого нового общества, которое являлось финансовым трестом, holding trust, 90 милл. долларов были выпущены на рынок в виде обыкновенных акций, дававших право на участие в прибылях и 10 милл. долларов привилегированных акций, владельцам коих было обеспечено руководящее участие в предприятии. Таким образом, благодаря этой хитроумной комбинации владельцы привилегированных акций этого нового общества сохраняли в своих руках управление обществом «Standard Oil of New Jersey», и через это последнее общество являлись по существу главными руководителями всего нефтяного треста, хотя внешне и рассыпанного на десятки якобы независимых и самостоятельных акционерных обществ, но сохранившего благодаря этой комбинации полную внутреннюю спаянность.

Такая чисто фиктивная ликвидация треста повлекла за собою второе судебное решение в 1911 году, по которому Верховный суд присуждал нефтяной трест, восстановленный в этой скрытой форме, к новой и на сей раз как будто окончательной ликвидации. Но результатом и этого последнего решения явилась лишь новая более тонкая комбинация, которая для фасада как

Стр. 194

бы окончательно порвала связь между отдельными обществами, внутренне перестроив эту связь на несколько иных основаниях. Нефтяной трест после этого решения был раздроблен на ряд отдельных обществ с тем же наименованием «Standard Oil», образованных и зарегистрированных в каждом отдельном Штате. Все эти общества остались в тесной связи с обществом «Standard Oil of New Jersey», которое хотя и перестало быть держателем контрольных пакетов этих отдельных обществ, но, со своим основным капиталом 600 милл. долларов, благодаря персональному участию своих директоров в правлении отдельных новообразованных обществ, а также благодаря ряду внутренних контрактов, связывавших в торговом отношении эти отдельные общества с обществом «Standard Oil of New Jersey», последнее и поныне является самым крупным нефтяным обществом и тайным руководителем американского нефтяного треста.*)

Итак, в руках этого американского нефтяного треста находилось мировое господство на нефтяном рынке до конца 90-х годов прошлого столетия.

К этому моменту относится, как мы уже указывали, ряд новых изобретений, чрезвычайно расширивших горизонты нефтяной промышленности, и в связи с этим во всех странах начинает пробуждаться особенный интерес к нефти.

Последнее выражается в ряде новых поисков месторождения нефти в тех государствах, в недрах которых имеются нефтяные богатства, и в поисках и в приобретении иностранных нефтяных богатств теми государствами, которые природа в этом смысле обидела.

Этим моментом заканчивается первый, мирный период развития мировой нефтяной промышленности и начинается период соперничества, а потом и открытой борьбы между отдельными государствами на почве раздела и эксплуатации мировых нефтяных богатств. Борьбы, которая ныне является одним из наиболее характерных моментов современной экономической истории.

–––––––––

*) L. Le Page. L' Imperialisme du Pétrole.

Стр. 195

Наиболее яркой страницей в истории мировой борьбы за нефтяные богатства является, бесспорно, история английской нефтяной политики.

Как известно, одним из главных факторов экономического могущества Великобритании является ее военный и торговый флот, который до последнего времени обеспечивал ее морскую гегемонию. Морское господство Великобританской империи должно быть столь же отнесено на долю абсолютной величины ее тоннажа по сравнению с тоннажем других государств, сколько, если даже не в большей степени, ее богатства в угольном топливе. Благодаря широкой сети английских угольных станций, раскинутых по всем морям, ни одно судно не могло обойтись без английского угля. К тому же английский уголь, благодаря постоянному спросу на него почти во всех уголках земного шара, являлся для английского торгового флота всегда готовым прямым фрахтом, что в свою очередь давало английскому торговому флоту возможность устанавливать более дешевые фрахты, с которыми не могли конкурировать до войны фрахтовые ставки иностранных торговых флотов. Благодаря этому английский торговый флот был всегда обеспечен грузом, а более низкие фрахты, всегда стоявшие в направлении английских портов, направляли к ним мировую морскую торговлю и обуславливали более низкие цены на сырье, привозимое в Англию и перерабатываемое ее промышленностью. Все эти и другие преимущества, проистекавшие для Англии от ее морской гегемонии, должны были сильно поколебаться в связи с переходом судов на нефтяное отопление.

Следует помнить, что Англия до самого последнего времени не имела в своем распоряжении нефтяных богатств. 70 проц. мирового потребления нефти доставлялось С. А. Соединенными Штатами, которые, следовательно, могли бы в близком будущем сделаться главным поставщиком нефти также и для мирового флота. Поставленные перед такой дилеммой, учтя заранее все эти возможности, английские деловые круги увидели, что единственный выход из создавшегося положения заключается в захвате иностранных нефтяных богатств. И с этого момента все

Стр. 196

усилия английских деловых кругов и правительства начинают служить этой единственной цели — добиться контроля над мировыми нефтяными богатствами.

История английской нефтяной политики тесно связана с так называемой англо-голландской нефтяной группой «Royal Dutch-Shell», историю которой мы постараемся вкратце изложить. Голландское нефтяное общество, известное под именем «Royal Dutch», было основано в1890 году со скромным капиталом в 1.300.000 голландских флоринов. Начало, как мы видим, столь же скромное, как и начало американского нефтяного треста. В первый период своей деятельности Общество это ставило своей главной задачей скупку нефтяных концессий в Нидерландской Индии. Не прошло и десяти лет со времени основания Общества; как почти вся добыча нефти на Зондских островах или непосредственно поступила под контроль общества, или была им законтрактована на долгие годы. Этим успехом общество было обязано одному из его руководителей Деттердингу, который по отношению к этому нефтяному тресту сыграл роль, подобную роли Рокфеллера в организации и развитии американского нефтяного треста. Помимо захвата нефтяных богатств Нидерландской Индии, общество «Royal Dutch» сумело создать уже в эти первые годы своего существования мощную транспортную организацию, построило ряд нефтепроводов, обзавелось своим нефтеналивным флотом и создало торговую организацию на европейских и азиатских рынках, угрожая даже монополии американского нефтяного треста.

Обеспокоенный появлением конкурента, «Standard Oil» делает попытку в 1898 г. завладеть обществом «Royal Dutch» путем скупки контрольного пакета его акций. Попытка эта, однако, оканчивается неудачей, но она заставляет общество «Royal Dutch» создать специальные привилегированные акции, которые, обеспечивая управление всем делом, сохраняются в портфелях главных его руководителей.*) Потерпев неудачу в этом направлении, «Standard Oil» на-

––––––––

*) L' Information Financiere, 12 octobre, 1920. — «Royal Dutch».

Стр. 197

чинает борьбу с о-вом «Royal Dutch», стараясь путем значительного понижения цен на нефть выбить его из европейского рынка. Не имея возможности завладеть своим конкурентом, «Standard Oil» старается таким образом его разорить. Но о-во «Royal Dutch» обладало к этому времени уже наcтолько солидной финансовой структурой, что оно без особенного труда выдержало нефтяную войну, понизив только выдаваемые им дивиденды с 52 проц. в 1897 г. до 6 проц. в 1898-99.

Выйдя с честью из этой борьбы с американским нефтяным трестом, о-ву «Royal Dutch» пришлось, однако, столкнуться в это время с новым конкурентом в лице народившегося в это время английского общества под названием «Shell транспорт».

Общество «Shell» было основано еще в 1897 г. для торговли черепаховыми изделиями. Предприятие это, однако, довольно быстро перешло к нефтяным делам и уже в 1900 г. приобрело ряд нефтяных концессий на острове Борнео.

Голландское нефтяное общество «Royal Dutch», усмотрев в английской группе «Shell» опасного конкурента, утвердившегося к тому же в самом сердце его деятельности — в Нидерландской Индии; видя, с другой стороны, что ему самому будет трудно вести борьбу в мировом масштабе на два фронта — и против Америки и против Англии, стремится к установлению дружественных отношений с народившейся английской нефтяной группой. На этой почве сначала между ними заключается соглашение на почве раздела местных нефтяных рынков. Эти частичные соглашения являются, однако, преддверием создания оборонительного и наступательного союза для целей общей борьбы против нефтяной монополии американского нефтяного треста.

В 1907 г. между этими двумя группами — английской «Shell» и голландской «Royal Dutch» подписывается соглашение, по которому между ними устанавливается полная общность интересов. С этого момента англо-голландская группа выступает на арене мировой борьбы за нефтяные богатства если не как еди-

Стр. 198

ный организм, то, несомненно, с едиными заданиями и с единым руководящим планом.*)

На основании этого соглашения вся англо-голландская группа подверглась довольно значительной внутренней перестройке. Каждая из отдельных функций этой крупной организации была сконцентрирована в отдельном совершенно обособленном обществе. Так, все предприятия по добыче нефти и ее переработке были сосредоточены в специально для этой цели образованном обществе «Bataafsche Petroleum», капитал коего ныне достигает 200.000.000 ф. Обществу этому непосредственно принадлежит ряд нефтяных концессий, оно контролирует производство ряда вассальных обществ. Таким образом, о-во «Bataafsche Petroleum» непосредственно или посредственно владеет нефтяной добычей в целом ряде нефтепроизводящих государств, как-то: Нидерландской Индии, Мексике, России и т. д.

Самая перевозка нефти, управление всеми транспортными средствами, принадлежащими англо-голландской группе, а также руководство торговой организацией, раскинутой по всему миру, было сконцентрировано в руках специального о-ва «Anglo-Sakson». Самые же акционерные о-ва «Shell» и «Royal Dutch», передав все свои активы указанным выше новообразованным обществам, сохранили в своих руках акции этих новообразованных о-в и являются главными верховными руководителями всех зависимых от них обществ, иными словами — главными руководителями всего англо-голланд. нефтяного треста. При этом раздел всего актива произошел между этими двумя об-вами в такой пропорции, что о-во «Royal Dutch» сохранило в своем портфеле 60 проц. акций «Bataafsche» и 60 проц. «Anglo-Sakson», остальные 40 проц. акций перешли в портфель общества «Shell». Таким образом, как Королевское о-во «Royal Dutch», так и «Shell» в настоящее время не принимают непосредственного участия ни в промысловой, ни в торговой деятельности. По своей конструкции концерн К. Ш. *) является фактическим сое-

–––––––––

*) Berennger ibidem, p. 19; Le Page, p. 23.

**) Для краткости инициалами К. Ш. означены Королевское о-во Royal Dutch и Shell.

Стр. 199

динением двух финансовых трестов, объединенных совместным владением акций ряда нефтяных предприятий. Юридически оба предприятия сохранили отдельное существование. При распределении между трестами акций вновь приобретаемых предприятий сохраняется та же пропорция участия (60:40), на основе которой произошло соединение трестов в 1907 г.: 60 проц. акций новых предприятий получает Королевское О-во «Royal Dutch», 40 проц. «Shell». Как видим, главенствующее положение в англо-голландской группе в этот первый период обеспечивается за голландским обществом «Royal Dutch», обеспечивалось это и тем, что высшее руководство всей торговой и промышленной деятельностью группы лежит на главном директоре о-ва «Royal Dutch» Детердинге. К названным двум финансовым компаниям примыкает ряд филиальных организаций. Уже упоминавшиеся выше «Bataafsche Petroleum» и «Anglo-Saxon Petroleum», независимо от своей непосредственной деятельности — первое в качестве промыслового, второе в качестве торгового предприятия, — оперируют как финансовые тресты, являясь держателями акций других предприятий. Так, о-ву «Bataafsche» принадлежит о-во «Geconcolideerde Holl. Petroleum», построенное по типу чисто holding trust'a*) и централизирующее акции румынских и некоторых русских предприятий группы К. Ш.

Объединенные концерном К. Ш. финансовые и промышленные интересы громадны. Начав свою деятельность (в 1880 г.) с акционерным капиталом в 1,3 мил. гульд., «Королевское Общество» в 1912 г. обладало капиталом в 100 мил. гульд. «Shell» с 1,8 мил. ф. ст. довел свой капитал до 5 мил. ф. Капиталы их главнейших филиальных компаний —«Bataafsche», «Anglo-Saxon» — еще значительнее — первая имела в 1912 г. 140 мил. гульд., вторая — 6 мил. ф. ст. капитала. Что же касается промышленной и торговой деятельности К. Ш., то вряд ли в настоящее время

–––––––––

*)Под holding trust'ом, investment trust'ом, финансовым трестом — под всеми этими названиями подразумеваются такие акционерн. о-ва, которые владеют не какими-либо предприятиями, а акциями других акционерных обществ. Финансовый трест — излюбленное средство для сосредоточения контроля над многими обществами.

Стр. 200

на земном шаре имеется такая значительная нефтепромышленная страна, такой имеющий будущность новый нефтеносный район, где бы в той или иной степени не были представлены интересы К. Ш. По вычислениям журнала «Petroleum», из мировой добычи 1912 г. в 47,27 мил. тонн не менее 3,5-4 мил. доставлены предприятием К.Ш.*)

Едва, таким образом, протекло 30 лет со времени основания скромного маленького о-ва в 1890 г. под именем «Royal Dutch» с капиталом в 1.300.000 флор., с производством годичным едва превышающим 25 тыс. тонн. Какой гигантский рост: в 1909 г. под контролем англо-голландской группы находится почти 22 миллиарда франков капитала, она обладает нефтеналивным флотом в 1.400.000 тонн, производит, рафинирует, перевозит и продает более 15 милл. тонн нефти в год.**) Из небольшого предприятия, влияние коего не простиралось на первых порах за пределы Нидерландской Индии, К.Ш. в течение 1 1/2 лет выросла в мировой трест, интернациональный по составу капитала и имеющий прочные корни во всех главнейших нефтепромышленных странах. В Нидерландской Индии первенство этой группы никем не оспаривается. Посредством своей филиальной организации «Bataafsche Petroleum» К. Ш. располагает там 98 проц. производства.

В румынской нефтепромышленности при посредстве о-ва «Astra Romana» К. Ш. является весьма внушительным фактором. В России, наконец, как преемник Ротшильдов, К. Ш. унаследовал огромное влияние этой фирмы в нашей нефтепромышленности. Кроме того, К. Ш. участвует в некоторых грозненских предприятиях и в о-ве «Schibaeff Petroleum» (с 1913 г.), а также в Урало-Каспийском о-ве, работающем в Эмбенском районе.***)

К.Ш. имеет интересы и в Мексике (о-во «La Corona»), Египте («Anglo-Egiptian Oilfields»), Тринидаде и др.стра-

––––––––––

*) Даниэль-Бек. Русский нефтяной экспорт. Стр. 101; Pétroleum. 1914, XI, 7.

**) Berenger op. cit. p.21.

***) Courrier de Pétrole, № 2, 1920.

Стр. 201

нах. Неуклонно расширяя свою деятельность, притягивая в свою орбиту менее значительные группы, К. Ш. осуществлял план постепенного собирания воедино всех конкурентов «Стандарда» с целью — противопоставить последнему сплоченную и грозную коалицию.*)

Но этого мало, англо-голландский трест стремится утвердиться в самом сердце своего противника — в С.-А. Соединенных Штатах. Группа «Shell» и «Royal Dutch» покупает нефтеносные площади в Техасе и Оклахоме, проводит там свои нефтеводы, строит нефтеперегонные заводы; причем, что наиболее характерно, группе «Shell» удается разместить часть своих акций на американском денежном рынке. Эта финансовая операция, отнюдь не подрывая английского руководящего влияния в делах треста, дала возможность укреплять и расширять его могущество с помощью американского капитала. Успех смелой попытки англо-голландской группы в С.-А. Соединенных Штатах объясняется тем, что в то время экономический национализм руководящих кругов американского общественного мнения был против нефтяной политики, практиковавшейся трестом «Standard Oil». Более того, бывшие у власти тогда демократы даже с известным сочувствием взирали на проникновение в С.-А. Соединенные Штаты англо-голландского нефтяного треста, который должен был создать, по их мнению, конкуренцию американскому нефтяному тресту, с влиянием которого они безуспешно боролись.**)

Кроме англо-голландской группы, «Royal Dutch», «Shell», расширение контроля над мировыми нефтяными богатствами осуществляется Великобританией и через другие организации. Отметим среди них наиболее значительные: это о-во «Anglo-Persian Oil» и о-во «British Controlled Oilfields». Первое из них, «Anglo-Persian Oil», было основано в 1909

–––––––––––

*) Смотри отчет к общему собранию акционеров о-ва «Royal Dutch», «Courrier de Pétrole».

**) Delaisi op. cit. P. 48.

***) «Anglo-Persian Oil». Courrier de Pétrole. № 14, 1920; Information Economique et Financiere, № 56.

Стр. 202

г. после подписания англо-русского договора о разделе сфер влияния в Персии. Обществу этому по желанию английского правительства были отданы Персией громадные концессии на разработку нефтяных богатств в тех частях Персии, которые по договору вошли в сферу английского влияния.

Характерным при этом является следующее обстоятельство. Английское правительство, хотя и поддерживает нефтяную политику англо-голландского треста, но поддержка эта оказывается всегда молчаливо, за спиною общественного мнения, и тщательно всегда скрывается.

По отношению к о-ву «Anglo-Persian», а также по отношению к образованному в это время обществу «Burmah Oil» для разработки нефтяных богатств Бирмании, английское правительство рвет с традицией невмешательства государства в дела частных акционерных обществ, преследующих частнохозяйственные экономические интересы. Английское правительство приобретает на средства своего казначейства часть акций этих двух предприятий, вводит своих представителей в состав правления, выговаривает себе право вето на решение правления. Характерно при этом, что внешним мотивом такой непосредственной заинтересованности государства в делах этих двух о-в правительством выставляется факт необходимости оградить английский рынок и английское адмиралтейство как крупного покупателя нефти от монополии англо-голландского нефтяного треста.

За короткий срок своего существования о-во «Anglo-Persian» достигло значительных результатов. Его трудами построен специальный порт в Персидском заливе Адабан, в который поступает по проложенному компанией нефтепроводу длиною в 140 верст нефть из добывающих центров. В Адабане нефтяные продукты перерабатываются на специально нефтеперегонных заводах, принадлежащих компании, и оттуда на нефтеналивном флоте, принадлежащем о-ву, поступают на нефтяной мировой рынок. Эта громадная работа совершена в пустынной почти местности при отсутствии элементарных условий культуры в какие-нибудь 12 лет. Если таким образом о-во «Anglo-

Стр. 203

Persian» является полуправительственной организацией, под таким же правительственным контролем находится и второе из указанных обществ «British Controlled Oilfields», образованное по Канадским законам и обладающее рядом концессий в Центральной и Южной Америке.

Последовательно проводя свою политику захватывания нефтяных богатств во всех уголках земного шара, о-во «British Controlled Oilfields», известное под именем группы «Alver», обращает свое главное внимание на государства Центральной и Южной Америки. Учитывая все значение открытого в то время Панамского канала, который, вопреки традиционному стремлению Английской Империи господствовать в наиболее важных пунктах мировых морских путей (Суэцкий канал, Гибралтарский пролив и т. д.), попал под контроль С.-А. Соединенных Штатов, группа «Alves» путем захвата нефтяных богатств, наиболее близких к Панамскому перешейку в Панаме, в Венецуэле, Гватемале, Коста-Рике, Перу, Гвиана, Гондурас, Тринидаде и т д., стремится получить в свои руки снабжение нефтяным топливом всего громадного тоннажа, который отныне будет проходить через Панамский канал.*)

Таким образом, до великой войны английская политика в области нефтяной промышленности шла как бы двумя путями. С одной стороны, англо-голландская группа «Shell Royal Dutch», работая на частно-хозяйственных основаниях без явного участия английского правительства, но с несомненным, однако, его покровительством, быстро расширяя свою деятельность, приобрела интересы почти во всех нефтепромышленных странах. Параллельно этому английское правительство под видом якобы борьбы с монополией нефтяных трестов содействует организации ряда нефтяных о-в, предоставляя последним ряд льгот, участвуя в образовании их складочных капиталов и т. д. На самом деле, эти новые общества отнюдь не организуются для борьбы с трестом — их цель, используя политическое влияние Великобританского Правительства, захватить такие новые нефтеносные районы, захват коих не мог быть осуществлен

––––––––––

*) L'Information économique et Financière La Famine de combustible. № 73, 1920.

Стр. 204

с помощью одних лишь экономических методов, а требовал и определенного политического давления. Нефтяная политика этих новых полуправительственных обществ типа «Anglo-Persian Burmah Oil» на самом деле дополняет лишь деятельность англо-голландского треста; первые политическими, вторые экономическими средствами стремятся к одной цели: обеспечить Великобритании участие в эксплуатации мировых нефтяных богатств.

Таким образом, английское правительство уже до войны вело определенную нефтяную политику, координируя публично-правовые и частнохозяйственные усилия для того, чтобы с помощью экономических методов (деятельность англо-голландской группы) и политическими средствами (давление на Персидское Правительство, концессии Индии и Турции) получить контроль над мировыми нефтяными богатствами, столь необходимыми для сохранения ее господства на морях и развития ее промышленности.

Этот очерк положения нефтяной промышленности до войны был бы неполон, если бы мы не коснулись и роли, которую начала играть незадолго до войны в мировой нефтяной промышленности Германия.

Сказочно быстрый рост германской промышленности, которой принадлежит честь открытия, усовершенствования и широкого применения моторов Дизеля; не менее быстрый рост германского торгового и военного флота — все это поставило перед Германской империей во весь рост вопрос об обеспечении ее народного хозяйства нефтью. Не имея в своих недрах нефтяных богатств, Германия, как и Англия, должна была обратить внимание на другие нефтепроизводящие страны, причем, в отличие от политики англо-голландского треста, раскинувшего свои интересы по всем частям земного шара, Германия, уже тогда втайне выковавшая экономическую федерацию Центральной Европы (Mitteleuropa), обратила свое главное внимание на молодую галицийскую и румынскую промышленность и на Россию.

В полном соответствии со всей особенностью германского народного хозяйства, банковские институты всегда играли руководящую роль в промышленности и торговле, являясь главными

Стр. 205

проводниками германского экономического влияния за границей. Во главе германского завоевательного движения, направленного на мировые нефтяные богатства, встали такие крупные банки как «Deutsche Bank» и «Diskonto Geselschaft Bank».

Начало заинтересованности «Deutscher Bank» в нефтяном деле Румынии относится к 1903 г. В этом году этот банк приобрел в свою собственность самое крупное нефтепромышленное и экспортное предприятие Румынии — о-во «Steana Romana». Предприятие это, до того времени приносившее убытки, после финансового оздоровления и технической реорганизации стало давать крупные дивиденды. «Немецкий Банк» не довольствовался руководящей ролью в румынской нефтепромышленности, преследуя, по-видимому, широкие планы борьбы с монополией «Стандарда». В области русской нефтяной промышленности он сосредоточил в своих руках большую часть акций синдиката «Казбек» в Грозном и общества «Сходница» в Галиции и заключил контракты с независимыми от «Стандарда» нефтепромышленниками штата Техас на поставку крупных партий нефти. Для контроля над деятельностью своих нефтяных предприятий названный банк создал финансовый трест — «Deutsche Petroleum Actiew-Geselschaft», — который является непосредственным владельцем большой части акций поименованных обществ.

Положение русской и румынской нефтяной промышленности, противопоставленных такому могущественному противнику как американский нефтяной трест, делало их естественными союзниками германского движения в области нефтяной промышленности. Это стремление к сближению повело к целому ряду объединений между германскими предприятиями, с одной стороны, и румынскими и русскими с другой.

В первую очередь были объединены распределительные предприятия, оперировавшие на германском рынке: «Russische-Deutsche NaphteImportgesellschaft» («Нафтопорт») и «Petroleumproducte Act. Gesellschaft» («Петропродукт») слились в одно акционерное общество «Deutsche Petroleum Verkaufsgesellschaft».

Стр. 206

Процесс амальгамации русско-румынских предприятий с германскими завершился созданием центральной организации для руководства всеми объединенными предприятиями. Организация эта, получившая наименование «Общества Европейского Нефтяного Союза» («Europaische Petroleum Union»), была зарегистрирована в Бремене весною 1906 г., с капиталом в 20 мил. марок. *)

Таким образом, был создан колоссальный нефтяной синдикат, объединивший в себе интересы стран с богатейшими месторождениями нефти и располагавший финансовой силой «Немецкого банка».

Дальнейшее расширение германского участия в нефтяной промышленности происходит с помощью двух указанных выше обществ «Deutsche Petroleum Verkaufsgesellschaft» и «Deutsche Erdol Aktien Gesellschaft». Так, в 1913 г. общество «Deutsche Petroleum» законтрактовало производство целого ряда нефтяных галицийских обществ. Кроме того, оно основало специальное общество для перевозки нефти по Дунаю. С другой стороны, общество «Deutsche Erdol» приобрело контроль над целым рядом румынских нефтяных обществ, как-то: «Vega», «Concordia», «Credit Petrolifer» и т.д.

Вся эта политика расширения германского влияния в мировой нефтяной промышленности протекала в первое время при поддержке со стороны англо-голландской группы, которая в лице новообразовавшейся германской группы видела естественного союзника для борьбы с монополией американского нефтяного треста. Лишь почти накануне войны начинает вырисовываться некоторая противоположность в этой области англо-германских интересов.

К этому времени относится открытие германскими инженерами богатейших нефтяных месторождений в районе Месопотамии. В связи с этим открытием, германское общество, строившее Багдадскую железную дорогу, решило связать этот новый нефтяной район специальной железнодорожной веткой с Багдадской ж. д. Попытка эта встретила, однако, протест со стороны Англии, которая указывала, что Месопотамия входит в сферу

––––––––

*) Даниэль-Бек ibid. Стр. 54.

Стр. 207

английского влияния. Готовый разгореться конфликт был разрешен следующим образом: для эксплуатации всех нефтяных богатств этого района было учреждено специальное общество под именем «Turkish petroleum», капитал коего был составлен отчасти Англией и англо-голландской группой «Royal Dutch Schell» и отчасти Германией в лице «Deutscher Bank».

* * *

В результате этой сложной и подчас запутанной борьбы интересов отдельных государств до великой войны в области мировой нефтяной промышленности образовались 3 могущественные группы: американская в лице «Standard Oil», английская в лице «Shell Royal Dutch» и германская в лице «Europaische Petroleum Union». Положение России определялось ее участием отчасти в германской, отчасти в английской группе. Роли самостоятельного фактора в мировой нефтяной промышленности Россия, несмотря на то, что она являлась второю страною по нефтедобыванию, идя за Соединенными Штатами, не играла.

Между этими тремя могучими группами: американской, английской и германской было до великой войны поделено почти все мировое снабжение нефтью.

Постараемся кратко резюмировать этап, пройденный мировой нефтяной промышленностью до войны.

1. — Первый этап развития мировой нефтяной промышленности следует характеризовать как этап «мирного развития». В этот первый мирный период развития, когда нефть еще не выступает в ряду факторов, обуславливающих господство в мировом хозяйстве, доминирующее положение в области нефтяной мировой промышленности легко завоевывается С.-А. Соединенными Штатами, которым с помощью мощного нефтяного треста «Standard Oil» удается подчинить себе мировой нефтяной рынок.

2. — Промышленная революция, которая намечается в самом конце XIX столетия, изобретение двигателей внутреннего сгорания, гигантский рост автомобилизма и авиации, широкое применение нефтяного топлива — все это выдвигает вопрос об обеспе-

Стр. 208

чении нефтью национального хозяйства в ряде вопросов первостепенного мирового экономического значения, от благоприятного разрешения которого зависит дальнейшее экономическое развитие страны, а следовательно, и место, занимаемое ею в мировом хозяйстве. В связи с этим во всем мире начинаются усиленные поиски новых нефтяных месторождений, более рациональное использование старых нефтеносных районов, причем государства, не обладающие своими собственными нефтяными богатствами, стремятся захватить контроль над ними в других нефтепроизводящих странах. Вместе с этим и кончается первый мирный период развития нефтяной промышленности. Стремление обеспечить себе участие в разработке мировых нефтяных богатств вызывает соперничество между отдельными государствами, соперничество, которое переходит подчас в открытую борьбу. Так как борьба эта ведется в первое время главным образом экономическими средствами, то для успешного ведения ее необходимы крупные финансовые организации, обладающие громадными капиталами и имеющие за собою поддержку их правительств. Борьба эта ведется крупными трестами типа «Standard Oil», «Shell Royal Dutch»; тресты эти, которые образовались в процессе концентрации нефтяной промышленности, расширяют сферу своей деятельности, вбирая в себя все новые и новые нефтяные интересы. Если в начале борьба эта ведется главным образом средствами экономическими (приобретение новых нефтяных концессий, постройка нефтепроводов, благодаря которой нефтяная промышленность соответственного района попадает в зависимость от компании, владеющей нефтепроводом, закупка нефти по контрактам вперед за долгие годы и т. д.), то уже вскоре становится ясной необходимость для успешности этой борьбы и политического фактора в виде поддержки этой борьбы со стороны соответствующих правительств. И мы видим, как правительства таких государств как Англия и Германия совершенно определенно вмешиваются в эту борьбу, стремясь путем координации политических и экономических методов добиться наибольшего участия в эксплуатации мировых нефтяных богатств.

Стр. 209

Нефтяная промышленность во время войны.

Если уже до войны наметившаяся промышленная революция выдвинула значение нефти как одного из основных элементов мирового экономического прогресса, то великая война, которая совершенно революционизировала методы военной защиты и нападения, подчеркнула огромное значение нефти «как одного из необходимых условий всякой стратегии, а следовательно и победы», как писал сенатор Беранже, поставленный во главе нефтяного снабжения Франции во время войны.*)

И действительно, война выдвинула на первый план автомобиль как средство передвижения, перевозки по железным дорогам. Достаточно сказать, что немецкий натиск на Верден был задержан лишь благодаря быстрой переброске на 30.000 автомобилях войск и артиллерии в направлении немецкого наступления.

Громадное применение авиации, особенно для военных разведок, широкое применение танков, особенно в последний год войны, — все это значительно повышало потребление нефти, которую правильно называли одним из нервов войны. Для иллюстрации напомним, что к моменту начала войны Франция имела в своем распоряжении 110 грузовиков, 50 тракторов и 132 аэроплана. В 1918 году Франция располагала 70.000 грузовиками и 12.000 аэропланами, а американская и британская армии имели дополнительно на французской территории 100.000 грузовиков и 4.000 аэропланов. В связи с этим одно потребление бензина доходило в период больших сражений до 12.000 тонн в день. Кроме того, нефть вошла в военный обиход и как топливо. Сгорая без дыма, нефтяное топливо представляло громадные преимущества перед сильно коптящим каменным углем. Это преимущество нефти, равносильное преимуществам бездымного пороха, послужило причиной перехода на нефтяное топливо во время войны торгового и военного флота Союзников**).

–––––––––

*) H. Berenger. Le Pétrole et la France, p. 167.

**) Первое время подводной войны дым, выходящий из пароходных труб, служил для подводных лодок главным средством для распознания торговых и военных судов.

Стр. 210

Все эти и ряд других преимуществ нефти, сказавшихся в рамках военной техники мировой войны, заставили воюющие государства принять экстренные меры для обеспечения себя необходимым количеством жидкого топлива и бензина. Последняя задача, однако, представляла большие трудности, особенно если вспомнить, что нефть не имелась на театрах сражения, что ее необходимо было подвести из-за моря, что средства перевозки далеко не соответствовали внезапно выросшему потреблению, что немецкая подводная война главной целью имела уничтожение нефтеналивных судов Союзников и т. д. Особенно остро вопрос снабжения нефтью стал перед Союзниками в середине 1917 г., когда выяснилось, что война очевидно затягивается, что она требует громадного технического напряжения и все увеличивающегося потребления нефти, бензина и смазочных масел, между тем как подвоз нефти из Америки налаживался с большим трудом, значительная часть американского наливного флота занималась в то время перевозкой нефти на дальневосточные рынки, где цены на нефть были так же высоки, как и в Европе, и не было рисков от немецкой подводной войны. В этот особенно тяжелый период войны были моменты, по свидетельству Сенатора Беранже, когда Союзники стояли перед полным истощением своих запасов нефти и бензина. *)

К этому времени, к концу 1919 г., когда, по заявлению главного командования Союзников, нефтяных запасов едва хватало на 3 дня, если бы потребовалось военное напряжение, равное отбитию немецкой атаки на Верден, положение стало настолько катастрофическим, что председатель французского Совета министров Клемансо был принужден лично обратиться к президенту Вильсону с указанием на трагичность положения и с призывом придти на помощь путем принуждения американского нефтяного треста обратить все свои перевозочные средства и существующие нефтяные запасы на дело снабжения Союзников. Просимая помощь была оказана С.-А. С. Штатами, все американские запасы нефти, весь американский нефтяной флот должен был отныне в первую очередь служить целям снабжения Союзников.

––––––––––

*) H. Berenger. La Politique de Pétrole, p. 31 etc.

Стр. 211

Для урегулирования дела снабжения нефтью Союзниками был образован специальный распределительный центр нефтяного снабжения «Petroleum Executive», в задачу коего входило приобретение, перевозка и распределение между Союзниками нефтяных продуктов. Этот нефтяной распределительный центр был впоследствии дополнен еще специальной организацией «Interallied Petroleum Conference», в задачу коей входило установление и проведение в жизнь единого руководящего плана снабжения нефтью Союзников. Причем, «Petroleum Executive» играл роль исполнительного ее органа.

Этим двум организациям удалось разрешить задачу снабжения нефтью благодаря, главным образом, подчинению двух наиболее крупных нефтяных трестов: американского и англо-голландского — по единому направляющему плану и руководству союзного экономического штаба в лице «Interallied Petroleum Conference»; как говорит Сенатор Беранже, «секрет успешного разрешения дела снабжения нефтью заключался в том, что эти два могущественные нефтяные треста удалось впрячь в колесницу победы».*)

Не останавливаясь более подробно на всех деталях организации снабжения нефтью Союзников, скажем только, что победа Союзников должна быть в большой степени отнесена на счет удачного разрешения проблемы снабжения нефтью и ее дериватами союзнических армий. По крайней мере, в речи, произнесенной 21 ноября 1918 г., лорд Керзон, тогда военный Министр Англии, заявил: «Нефть и ее дериваты — бензин, смазочные масла и друг. — приобрели громадное значение для обороны страны... <...> Не будет преувеличением сказать, что нефтяные волны вынесли Союзников на путь победы».

Если таким образом нефть явилась одним из немаловажных элементов победы Союзников, то свидетельство противной стороны, именно Германии и ее союзников, дает достаточные указания заключить, что недостаточное снабжение нефтью и бензином было одной из причин поражения австро-германской коалиции.

–––––––––

*) Berenger, p. 35.

Стр. 212

Так, Людендорф *) в своих мемуарах отводит нефтяному вопросу очень видное место во всех германских военных планах. Одной из главных причин наступления на Румынию являлась, по его словам недостаточная для военных надобностей добыча нефти в Галиции. В соответствии с этим и продиктованный Румынии Бухарестский мир имел все основания называться «Brot» и «Petrol Fliege», ибо он должен был обеспечить центральные державы нефтью и хлебом. Но, несмотря на эксплуатацию немцами румынской нефтяной промышленности, последняя не могла насытить все растущую потребность армии и флота в нефтяных продуктах. Правда, Брест-Литовский мир открыл, по словам Людендорфа, некоторые перспективы на возможность использования русской нефти, но надежды эти не оправдались. Нехватка бензина и смазочных масел заставила немцев обратиться к суррогатам; последние, однако, не могли заменить этих продуктов: машины вследствие отсутствия смазочных масел портились, особенно страдал подвижной состав аэропланов: вместо бензина приходилось питать бензолом, что значительно понижало их боевую способность. Переброска войск происходила, благодаря недостатку в бензине для грузовиков, гораздо медленнее, чем у Союзников. Словом, заключает Людендорф, превосходство Союзников в деле снабжения нефтью было одной из важных причин их военного превосходства.

Нефтяная промышленность после войны.

Великая война в двояком отношении подчеркнула значение нефтяной промышленности для национального хозяйства.

С одной стороны, нефть становится одним из важных элементов для организации обороны страны. Война в условиях современной военной техники требует все большего и большего потребления нефти, бензина и смазочных масел. Опыт великой войны в этом отношении может служить прекрасным и ярким примером.

––––––––––

*) L. Lepage, op. Cit., p. 61 ect.

Стр. 213

Великая война дала, кроме того, мощный толчок развитию автомобилизма, авиации и применению тракторов. Десятки тысяч автомобилей, танков, аэропланов, тракторов, дизель-моторов, построенных во время войны и для целей войны, были после демобилизации возвращены народному хозяйству для мирного и производительного труда. Таким образом, и в этом последнем отношении война способствовала, косвенно, правда, значительному расширению мирового потребления нефти, бензина и смазочных масел (так, мировое потребление, равнявшееся в 1913 г. 565 мил. баррелей, в 1920 г. доходило до 670 мил. бар.).

С другой стороны, одним из последствий мировой войны явилось значительное понижение мировой добычи угля (так, по данным Гувера, мировая добыча угля уменьшилась в 1920 г. на 25 % по сравнению с добычей 1918 г.). Особенно неблагоприятно это понижение угольной добычи должно было отразиться на экономическом положении Англии. Как мы уже выше указывали, экспорт английского угля составлял одну из важных причин мирового господства английского торгового флота, давая последнему всегда готовый прямой фрахт. Ныне, после мировой войны, благодаря значительному понижению добычи угля внутри страны и значительно повысившемуся внутреннему потреблению, английский экспорт угля сократился на 3/4. В то время как в 1913 г. Англия экспортировала почти 1/3 своей добычи угля — 87 миллионов тонн вывоза на 287 миллионов тонн добычи — в 1920 г. ее вывоз едва достиг 24 миллионов пудов при добыче в 228 милл. *).

Сокращение это нельзя рассматривать как явление временное. Анализ причин падения добычи ясно указывает на то, что мы имеем дело с причинами, глубоко лежащими и, во всяком случае, длительными.

Итак, с одной стороны — сильно повысившееся за время войны потребление нефти и ее дериватов, с другой стороны — понижение мировой добычи каменного угля; все это в связи с целым

––––––––––

*) The Times Annyal Financial and Commercial Review, p. 32 (1921).

Стр. 214

рядом новооткрытых применений нефти, все это, повторяем, должно было бы еще в большей степени усилить стремление отдельных государств отвоевать себе долю участия в эксплуатации мировых нефтяных богатств.

Борьба за обладание мировыми нефтяными богатствами, несколько ослабевшая во время войны, благодаря достигнутому временному соглашению между американскими и англо-голландскими нефтяными трестами возгорается после окончания войны с новой силой, принимая на этот раз форму открытого соперничества между Великобританией и С.-А. Соединенными Штатами.

Англо-голландский нефтяной трест «Shell Royal Dutch», финансовое положение которого сильно окрепло за время войны (высокие цены на нефть дали ему возможность, помимо выдачи высоких прибылей, отложить очень значительные денежные резервы), продолжает свою политику приобретения все новых и новых нефтяных интересов. Разгром Германии устранил с его пути конкурента в лице германской труппы, конкурента, хотя и молодого, но который уже в последние до войны годы давал чувствовать свою растущую силу и влияние. Разгром немецкой группы, ликвидация на основании Версальского договора немецких нефтяных интересов в Румынии, Галиции, Турции открыли для англо-голландского треста удобную и легкую возможность захвата этих интересов. С момента подписания перемирия, когда прекращается временное соглашение между англо-голландским и американским нефтяным трестом, снова начинается усиленный рост предприятий англо-голландского нефтяного треста. Группа «Royal Dutch», связанная с группой «Shell» общностью интересов и единством руководящего плана, но сохранившая внешне свою независимую организацию, занимавшая до войны доминирующее положение в англо-голландской группе, ныне, после войны, еще более тесно связывается с группой «Shell», становясь к последней скорее в вассальное положение.

К этому же времени, благодаря удачным биржевым комбинациям, первое по производству нефти мексиканское о-во под именем «Mexican Eagle» переходит в английские руки и подпадает под контроль Маркуса Самуэля, одного из

Стр. 215

основателей и главных руководителей группы «Shell». Группа «Shell» далее приобретает в 1920 г. ряд нефтяных интересов в Румынии, в Галиции, заключает в середине 1920 г. долгосрочный контракт о поставке нефтяных продуктов с группой русских нефтепромышленных обществ, расположенных в Новогрозненском районе, проектирует в будущем устройство нефтепровода Грозный-Новороссийск, ведет переговоры о приобретении ряда нефтяных участков в Бакинском районе и т. д. *). Имея нужду в громадном количестве стальных труб для устройства ряда намеченных нефтепроводов, группа «Shell» входит в соглашение и с трубопрокатными заводами «Фениксом» в Германии и «Никополь-Мариупольским о-вом» в России, закупая их будущее производство труб и этим обеспечивая реализацию своих будущих промышленных планов.

В связи с этим растет и финансовое могущество англо-голландской группы, растет путем новых эмиссий ее основной капитал, увеличиваются благодаря высоким ценам на нефть ее доходы, часть коих откладывается в резервные фонды, предназначенные для дальнейших завоеваний.

Ниже прилагаемая таблица дает представление о росте финансовой мощи предприятия «Royal Dutch», начиная с 1913 г.**)


Годы

Валовой доход

Расход

Чистая прибыль

Дивиденд

(En 1.000 Florins)

1910

1911

1912

1913

1914

1915

1916

1917

1918

1919

14.644

13.696

26.679

30.553

30.937

30.419

32.823

49.740

96.677

112.682

98

2.652

302

384

371

440

193

5.367

24.487

18.169

14.546

11.044

26.377

30.169

30.566

29.979

32.630

44.373

72.190

100.099

12.437

9.203

21.450

27.189

27.756

27.756

29.688

41.053

68.422

96.218

28 %

19 %

41 %

48 %

49 %

49 %

38 %

48 %

40 %

45 %


Но, что на наш взгляд наиболее характерно, — это то, что, параллельно частно-хозяйственным усилиям группы «Shell»,

–––––––––

*) Courrier de Pétrole. La Shell Oil Combrine. №11, p. 3.

**) L' Information Financiere. №238 (1920).

Стр. 216

само английское правительство, ныне уже совершенно открыто, с поднятым, так сказать, забралом, с полным сознанием своей силы, вступает в мировую борьбу за нефтяные богатства. Совершенно открыто, на правах победителя, оно захватывает новые нефтеносные районы в Месопотамии, в Палестине, ряд концессий в русской сфере влияния в Персии и т. д.

Особенную деятельность в этом отношении проявляет после войны общество «Anglo-Persian», которое, как мы указывали, уже до войны находилось под правительственным контролем. Так, по этому поводу в новогоднем обзоре «Times»'а мы читаем: «Английскому правительству с помощью состоящего под его контролем общества «Anglo-Persian» удалось в 1920 г. расширить сферу своего влияния на ряд новых нефтяных интересов. В Румынии «Anglo-Persian» приобрело значительное участие в обществе «Steana Romana» и благодаря последней сделке получило в свое распоряжение почти все немецкие интересы в румынской нефтяной промышленности. Этим самым более половины всей румынской нефтяной промышленности перешло под английский контроль. Далее то же общество «Anglo-Persian» приобрело с согласия английского правительства контроль над обществом «Scottish-American Oiland Transport Comp.», которому принадлежат значительные концессии в Мексике. Далее тому же о-ву «Anglo-Persian» передаются нефтяные концессии в Месопотамии (которые прежде принадлежали о-ву «Turkish Petroleum»); наконец, то же о-во «Anglo-Persian» в том же 1920 г. с согласия английского правительства заключает договор с Венгрией об эксплуатации всех заключающихся в недрах Венгрии нефтяных богатств, оно же начинает с согласия австралийского правительства поиски нефти в Австралии, и т. д., и т. д.».*)

Маска, таким образом, сброшена. Английское правительство отныне совершенно открыто со всем своим политическим влиянием вступает в мировую борьбу за нефтяные богатства. Ныне уже прямо, без обиняков, руководители английского правительства говорят: «Промышленное развитие Англии и сохранение ее

–––––––––

*) Times. Annual Financial and Commercial Review. January 28, p. 30.

Стр. 217

господства на морях требует активного участия Великобритании в эксплуатации мировых нефтяных богатств, причем этой последней цели должны служить и политическое влияние и финансовая мощь Великобритании».

Результаты этой политики налицо. Едва 20 лет прошло с момента, когда Англия в лице группы «Shell» скромно выступила на мировой арене для приобретения части мировых нефтяных богатств. И вот ныне нет уголка земного шара, содержащего нефтяные богатства, в котором не были бы представлены английские интересы.

В Европе: в Румынии, в России, в Галиции английские интересы представлены англо-голландским трестом. В Америке: в С.-А. Соединенных Штатах английские интересы представлены тем же англо-голландским трестом. В Мексике — англо-голландский трест, «Mexican Eagle», группа «Pierson», в Центральной Америке — «British Controlled Oilfields», группа «Альв». В Азии — «Нидерландская Индия» (англо-голландский трест); в Бирмании — «Burmah Oil»; в Персии — «Anglo-Persian»; в Египте — англо-голландский трест, и т.д., и т. д.*)

Не меньший успех достигнут Англией за эти 20 лет и в области постройки нефтеналивного флота, тоннаж коего с 12.000 тонн достиг к началу 1921 г. 1.338.000 тонн, т. е. перегнал даже американский нефтеналивной флот, тоннаж коего достигал к этому времени 1.328.000 тонн.**)

Ныне уже Англии нечего бояться монополии С.-А. Соединенных Штатов в области нефти, ее флот, торговый и военный, обеспечен нефтяным топливом. Во всех ее угольных станциях сооружаются громадные резервуары для хранения нефти, и, если действительно нефтяному топливу суждено вытеснить уголь как средство отопления судовых механизмов, то английские угольные, в будущем нефтяные станции будут так же, как ныне, командовать на главных морских путях.

Правда, все же американский нефтяной трест «Standard Oil»и ныне производит в 3 раза больше, чем все английские нефтя-

––––––––––

*) F. Delaisi idid, p. 58.

**) Courrier de Pétrole. 1921, №14.

Стр. 218

ные группы вместе взятые, но нефтяные богатства С.-А. Соединенных Штатов быстро исчерпываются. По исчислению американских геологов, почва С.-А. С. Штатов заключает в себе 7 миллиардов баррелей нефти, в то время как весь остальной мир имеет этих запасов до 50 миллиардов, и из этих последних запасов англичанам за последние годы удалось захватить наибольшую чисть.

Какая громадная перемена, восклицает Delaisi: «еще 15 лет тому назад Великобритания почти не участвовала в эксплуатации мировых нефтяных богатств. Ныне она почти уже независима в своем нефтяном снабжении, а в будущем она займет бесспорно доминирующее положение в мировой нефтяной промышленности»*).

Что же в это время делают С.-А. Соединенные Штаты? Казалось бы, что, производя почти 70 проц. всей мировой добычи нефти (в 1919 г. в общей мировой добыче, равнявшейся 78 милл. тонн, доля С.-А. Соединенных Штатов составляла 52,5 милл. тонн, т. е. 67,3 проц.), значительно, притом, расширяя из года в год свое производство (добыча С.-А. Соединенных Штатов поднялась с 29 милл. тонн в 1910 г. до 52,5 милл. тонн в 1919 г.**), С.-А. Соединенные Штаты могли бы с полным хладнокровием взирать на усилия Англии, направленные на захват мировых нефтяных богатств. Такова и была по существу в своих главных чертах политика С.-А. Соединенных Штатов в мировом нефтяном вопросе до войны. Борьба, которая велась между американским нефтяным трестом, с одной стороны, и английскими и германскими нефтяными группами, с другой, велась не на почве завоевания тех или других мировых нефтепроизводящих районов, а на почве завоевания рынков сбыта.

В то время быстрый рост производства нефти и ее продуктов, за которым не всегда поспевал рост потребления, ставил иногда довольно остро вопрос о нефтяном перепроизводственном кризисе. Так было, напр., в 1910 г., когда начатая амери-

–––––––––

*) Delaisi ibid, p. 59.

**) Courrier de Pétrole. №11. La production mondiale de 1910 a 1919.

Стр. 219

канским нефтяным трестом «нефтяная война» была вызвана, по заявлению руководителей треста, «чрезмерным, не компенсируемым соответственным развитием потребления увеличением мировой добычи нефти».*)

Целью этой борьбы, таким образом, было вытеснение с определенных рынков конкурентов американского нефтяного треста, а отнюдь не стремление к распространению своего влияния на новые нефтепроизводящие районы.

Положение это, однако, резко изменилось, начиная с конца войны. Хотя, как мы уже видели выше, добыча нефти в С.-А. Соединенных Штатах непрерывно растет, но в еще большей степени выросло и продолжает расти потребление нефтяных продуктов. Промышленный переворот и великая война, как мы уже выше указывали, дали столь мощный толчок развитию потребления нефтяных продуктов, что ныне и надолго вперед, как справедливо указал недавно один из руководителей англо-голландского нефтяного треста Деттердинг, «не только не может быть речи о каком бы то ни было, даже временном, перепроизводстве нефти, но что нынешнее мировое потребление нефти должно быть рассматриваемо как задержанное вследствие того, что мировая добыча нефти далеко не поспевает за потреблением».

Это последнее мнение в особенной степени правильно применительно к положению С.-А. Соединенных Штатов. Ни в какой стране так быстро не растет потребление нефтяных продуктов, особенно со времени войны, как в С.-А. С. Штатах; объясняется это совершенно исключительным развитием автомобилизма и широким применением тракторов в сельском хозяйстве (последнее — вследствие сильно ощущающегося со времени войны и приостановки европейской эмиграции недостатка в рабочих руках для американского земледелия). Достаточно сказать, что в конце 1920 г. в С.-А. С. Штатах находилось в действии около 9,5 милл. автомобилей и тракторов.

С другой стороны, громадный, выросший за время войны торговый и военный флот С.-А. Соединенных Штатов требует

–––––––––

*) Даниэль-Бек, ibidem. Стр. 102 и т.д.

Стр. 220

все больших и больших количеств нефтяного топлива. Так, по данным адмирала Бенсона, председателя «Shipping Board'а», потребление нефтяного топлива американским флотом выросло с 18 милл. бареллей в 1918 г. до 30 милл. бареллей в 1920 г. и составит, по его подсчетам, 40 милл. бареллей в 1921 г.*) Кроме того, происходящее ныне сооружение ряда нефтяных морских станций с запасами нефти для американского военного и торгового флота еще более, по словам Бенсона, повысит потребление нефтяных продуктов.

Анализируя этот значительный рост внутреннего потребления нефти в С.-А. Соединенных Штатах, особенно со времени войны, Тигель, директор американского нефтяного треста «Standard Oil», сделал на последнем конгрессе американского нефтяного института в конце 1920 г. следующее сенсационное заявление, наделавшее много шума в американской печати. «С.-А. Соединенные Штаты, — заявил он, — которые еще недавно являлись главным поставщиком нефти на мировой рынок, не могут ныне более удовлетворять даже своего внутреннего потребления без помощи ввоза нефтяных продуктов извне, главным образом, из Мексики. В 1920 г. С.-А. Соединен. Штаты потребили, кроме 405 милл. бареллей нефти, извлеченных из собственных недр, и 120 милл. бареллей, ввезенных из Мексики».**)

Таким образом, С.-А. Соединенным Штатам начинает не хватать собственной добычи для своего внутреннего потребления, но этого мало. По данным американских геологов, нефтяным богатствам С.-А. Соединенных Штатов угрожает в самом непродолжительном времени, при нынешнем, темпе добычи, быстрое истощение. «С.-А. Соединенные Штаты, говорится в последнем отчете геологического отдела при Министерстве внутренних дел, потребляют вдвое больше нефти, чем весь остальной мир; между тем недра С.-А. Соединенных Штатов содержат едва 1/7 часть мировых нефтяных богатств. Результатом та-

–––––––––

*) Courrier de Pétrole. Congrès de L'American Institute, отчет см. речь адм. Бенсона. №15 (1920).

**) Courrier de Pétrole. №14 (отчет конгресса, см. речь Mr. Teagle).

Стр. 221

кого положения явится то, что С.-А. Соединенные Штаты с своим годичным потреблением в 450 милл. бар. (добываемых из своих недр) исчерпают свой запас в 18 лет, в то время как остальные страны с их совокупным потреблением в 200 милл. бар. в год располагают запасом на 250 лет».*)

Вывод, который делается из этого американскими геологами, сводится к необходимости С.-А. С. Штатам щадить свои собственные нефтяные богатства, заменяя их ввозом иностранной нефти для внутреннего потребления.

Таким образом, перед С.-А. Соединенными Штатами после войны становится во весь рост проблема обеспечивания себе участия в эксплуатации мировых нефтяных богатств. Отныне не борьба за рынки сбыта, а борьба за нефтепроизводящие мировые центры является главной задачей нефтяной политики С.-А. Соединенных Штатов.

В соответствии с этой новой задачей американский нефтяной трест, начиная с 1919 г., решительно становится на путь приобретения новых нефтяных концессий в иностранных государствах. Но тут уже с первых шагов американский трест наталкивается на совершенно непредвиденные препятствия — большинство мировых нефтепроизводящих районов оказываются под великобританским контролем.

Целый ряд нефтяных о-в в Центральной и Южной Америке, в Мексике, обществ внешне американских и по своей национальности и по составу управления, оказываются в действительности филиалами английских нефтяных групп, и попытки их приобрести, понятно, оканчиваются, несмотря на громадные финансовые средства, коими располагает американский нефтяной трест, полной неудачей. Также неудачны и попытки американского нефтяного треста, направленные на производство изысканий в только что открытых нефтеносных районах в Месопотамии, в Палестине, в Персии и. т. д.

Когда в 1919 г. один из агентов американского треста пытается произвести нефтяные изыскания в Палестине, его арестовывают; на протест американского посла английское

––––––––

*) Delaisi, op. cit, p. 69.

Стр. 222

Министерство иностранных дел отвечает, что Палестина закрыта для производства нефтяных изысканий для всех государств, не только для американцев, но и для англичан.

Попытки американцев проникнуть в Месопотамию встречают также закрытые двери и указания на то, что концессии уже переданы английскому о-ву «Anglo-Persian».

Такой же отпор встречают попытки американцев проникнуть в Персию, Египет и. т. д. Словом, все наиболее крупные новооткрытые нефтеносные районы оказываются закрытыми для американской инициативы.

При этом недосягаемыми для американского капитала являются не только нефтеносные районы, уже открытые и эксплуатированные, но даже целый ряд районов, имеющих только признаки нефтеносности, в которых эксплуатация или совсем еще не начиналась, или только начинается, являются крепко забаррикадированными Англией.

Перед американским общественным мнением начинает вырисовываться грозный план закрытия для американской предприимчивости всех наиболее крупных мировых нефтепроизводящих районов, и это в момент, когда американскому народному хозяйству повелительно диктуется изыскание новых нефтеносных районов для обеспечения себя от угрожающего ему в близком будущем нефтяного голода.

Такое положение вещей вызывает резкий протест со стороны на сей раз объединившихся правительственных, общественных и деловых кругов С.-А. Соединенных Штатов.

10 марта 1920 г. по предложению сенатора Гора (штат Оклахома) американским сенатом выносится постановление, требующее от правительства представления в срочном порядке доклада «о мерах, принимаемых иностранными правительствами для закрытия американской инициативе мировых нефтяных богатств». Представленный через некоторое время доклад правительства о «положении нефтяного мирового вопроса» совершенно подтверждает все указанные выше данные об узком национализме великобританской нефтяной политики. Политика великобританского правительства в нефтяном вопро-

Стр. 223

се характеризуется в этом докладе в следующих 4 пунктах:

1) запрещение всем иностранцам владеть и эксплуатировать нефтяные площади в Великобритании, в английских колониях и в странах, находящихся под протекторатом Англии;

2) непосредственное участие английского правительства в нефтяном деле путем составления капитала крупных нефтяных о-в и участия через назначенных правительством лиц всех управлений.

3) запрещение английским о-вам продавать принадлежащие им нефтяные интересы обществам, контролируемым иностранными группами.

4) ряд декретов, запрещающих переход акций английских нефтяных компаний в руки иностранцев.

К этому времени становится известным соглашение, заключенное 24 апреля 1920 г. в г. С. Ремо между правительствами Великобритании и Франции, устанавливающее разграничение интересов и тесное сотрудничество между этими двумя государствами в деле эксплуатации мировых нефтяных богатств; соглашение, в полной мере подтверждающее все выводы приведенного выше доклада американского правительства об английской нефтяной политике. Соглашение это, являясь первой попыткой установления в документе международного значения принципов разграничения участия двух заинтересованных государств в использовании мировых нефтяных богатств, устанавливает историческую дату в мировом нефтяном вопросе.

Соглашение это, 23 июля 1920 г. опубликованное в Лондоне в виде белой книги, представленной на обсуждение Палаты общин, касается нефтяных богатств Румынии, Малой Азии, территорий бывшего Российского государства, французских и английских колоний, но может быть распространено и на другие страны.*)

Английское и французское правительства обязуются, согласно этому договору, поддерживать своих подданных во всех пере-

–––––––––

*) Текст соглашения опубликован в «Temps» 25 июля 1920 г.

Стр. 224

говорах, предпринятых последними с румынским правительством с целью получения нефтяных концессий, пакетов, акций нефтяных обществ и других нефтяных интересов, принадлежавших ранее неприятельским группам и секвестированных румынским правительством нефтяных интересов, принадлежавших группе «Deutsche Bank» и «Disconto Gesellschaft». Все, что будет получено благодаря этим переговорам, будет разделено между заинтересованными английскими и французскими группами.

Оба правительства будут также всячески помогать своим подданным в получении ими сообща нефтяных концессий и в пределах территории бывшего государства Российского.

Британское правительство обязуется предоставить французскому правительству 25 проц. чистой добычи нефти в месопотамском районе, рассчитывая ее по рыночной цене. В случае, если нефтяные участки в Месопотамии будут отданы в эксплуатацию частному обществу, британское правительство обязуется предоставить французскому правительству 25 проц. акций означенной компании по выпускной цене. При этом, однако, Франция соглашается на то, чтобы это общество оставалось под английским контролем.

Французское правительство соглашается предоставить английскому обществу концессии на постройку двух отдельных нефтепроводов и железной дороги, по территории французской сферы влияния в Малой Азии. Эти последние сооружения будут служить для перевозки месопотамской и персидской нефти в один или несколько портов восточной части Средиземного моря.

Английское правительство обязуется облегчать доступ нефти в Персидский залив.

Франция и Англия обязуются предоставить в своих колониях, протекторатах и зонах влияния разные льготы и облегчения франко-английским обществам, выступающим в качестве соискателей на получение концессий.

Опубликование этого соглашения как громом поразило американское общественное мнение и деловые круги. Выжидательная позиция, занятая С.-А. С. Штатами в этом вопросе, кончается.

Стр. 225

Начинается ряд активных выступлений американского правительства и деловых кругов, поддержанных общественным мнением, направленных на защиту прав С.-А. С. Штатов на участие в использовании мировых нефтяных богатств и против английской нефтяной политики.

Первым результатом этого активного вмешательства С.-А. С. Штатов в мировую нефтяную проблему является, во-первых, пересмотр в области международной политики принципов экономического идеализма программы президента Вильсона. Самая победа республиканской партии на последних президентских выборах должна быть в большой мере отнесена на долю агрессивности английской нефтяной политики. «В то время, — заявил в одной из речей нынешний президент С.-А.Штатов Гардинг во время президентской кампании, — как мы все наше время тратили на то, чтобы давать уроки альтруизма всему миру, другие государства, а в особенности Великобритания, захватили мировые нефтяные богатства, этот ключ к мировому экономическому господству»...

Этот новый поворот американской политики характеризуется значительным усилением экономического национализма, требованием невмешательства в европейские дела, отказом в дальнейших кредитах для восстановления подорванного войной европейского хозяйства, последовательным проведением доктрин Монро как в области политической, так и в области экономической и т. д.

Этим поворотом настроений американских общественных и правительственных кругов ловко пользуются американские тресты, в особенности американский нефтяной трест, руководители которого стремятся внушить общественному мнению, что одной из причин неудачи американской нефтяной политики является борьба правительства с американским нефтяным трестом, что успехами своими в области захвата мировых нефтяных богатств Англия обязана своим нефтяным трестам, всегда поддерживаемым своим правительством. Отсюда делается вывод, что преследованиям трестов со стороны власти не только должен быть положен конец, но что успешный для С.-А.

Стр. 226

С. Штатов исход ныне завязавшейся мировой борьбы за нефть повелительно требует от американского правительства оказания поддержки своему нефтяному тресту.

На первых порах это участие С.-А. С. Штатов в мировой борьбе за нефтяные богатства выражается в посылке ряда меморандумов американским правительством английскому правительству, а также Совету Лиги наций (нота великобританскому правительству от 20 ноября 1920 г., нота 21 февраля, адресованная председателю Совета Лиги наций). В нотах этих, относящихся главным образом к судьбе нефтяных богатств Месопотамии и других районов, передаваемых под мандат, американская точка зрения формулируется в смысле «предоставления права всем заинтересованным государствам участвовать в эксплуатации нефтяных богатств тех нефтепроизводящих районов, которые по мирным договорам ставятся под мандат того или иного государства. Лишь применение такой политики ко всем мировым нефтяным богатствам, заканчивает эта нота, даст возможность их рациональной и полной эксплуатации в интересах не одной державы или группы государств, а в интересах всего мирового хозяйства».

Итак, по мысли американского правительства, захват мировых нефтяных богатств в пользу той или иной группы государств должен смениться мирным сотрудничеством всех государств, сложением всех экономических усилий, направлением всех свободных капиталов в мировую нефтяную промышленность в целях использования ее в интересах всего мирового хозяйства. Политические методы борьбы, отстранение того или иного государства под тем или иным предлогом от права эксплуатации нефтяных районов должны быть на будущее время совершенно исключены.

Таковы основные принципы мировой нефтяной политики так, как они рисуются американским составителям указанных выше нот, в них еще слышатся отзвуки того экономического идеализма, который был щедрой рукой рассыпан в 14 пунктах программы президента Вильсона. Дело в том, что все эти ноты писались еще старым демо-

Стр. 227

кратическим правительством. Ныне, когда в Белом доме воцарился президент Гардинг и когда с ним вместе пришли к власти республиканцы, следует ожидать еще более активной политики С.-А. С. Штатов в области борьбы за мировые нефтяные богатства. Уже ныне раздаются из республиканской партии голоса, требующие в качестве репрессии по отношению к Англии за недопущение американских граждан к эксплуатации новых нефтеносных районов, закрытия для английских граждан всей американской нефтяной промышленности; слышатся также голоса, предлагающие использовать финансовую зависимость Англии от С.-А. С. Штатов (С.-А. С. Штаты являются крупным кредитором Англии по займам, заключенным во время войны) для того, чтобы заставить английское правительство отказаться от своей агрессивной нефтяной политики. Все эти и другие предложения свидетельствуют о том, что англо-американское соперничество в области нефти ныне вступает в новую, более острую и, может быть, более решительную фазу.

А. Михельсон.