Влад. Н. [Набоков В.Д.] «Современные записки». Книжка III. Париж 1921 г. // Руль. 1921. 17 (4) апр. № 126. С. 6.

 

 

Влад Н.

«Современные записки». Книжка III. Париж 1921 г.

 

Наиболее ценной частью третьей книжки «Совр. зап.» приходится признать чисто-литературный отдел. Роман гр. А.Н. Толстого «Хождение по мукам» продолжает развертывать картины жизни на фронте и в «столичном» тылу в первые два года войны. Конечно, полное представление об этом — во всяком случае значительном и талантливом — художественном произведении еще нельзя себе составить. Тема автора, его замысел — огромны. Окажутся ли они по плечу его сочному и сильному дарованию, до сих пор ставившему себе более ограниченные задачи и зачастую достигавшему высокого художественного совершенства в их осуществлении, — это покажет будущее. Сейчас можно отметить отдельные яркие сцены, превосходный красочный и уверенный язык, без крикливости и без внешних эффектов, жизненность иных из выведенных лиц. Но «муки» еще впереди — и высота художественного достижения еще должна сказаться.

Большое удовольствие доставляет рассказ М.А. Алданова «Святая Елена, маленький остров». В отчетной книжке помещена первая половина этого очень остроумно и удачно задуманного и блестяще выполненного историко-беллетристического очерка. Герой рассказа — граф де-Бальмен, занимавший должность комиссара русского императора на острове Св. Елены, — бывший свидетелем переворота 12 марта 1801 года, встречавший в Лондоне молодого автора «Чайлд-Гарольда» и пером М.А. Алданова очень живо и колоритно описавший эту встречу, а затем тщетно старавшийся на Св. Елене увидеть и узнать Наполеона и случайно, на прогулке, натолкнувшийся на «владыку мира» и заставший его за детским занятием, — бросанием камешков в воду, чтобы пугать рыб. Весь тон рассказа отлично выдержан.

Красивы и просты, но мало индивидуальны стихи Сергея Маковского, рисующие уголок в Крыму; в сказках и песнях буковинских, переданных Софьей Федорченко, чувствуется подлинная выразительность народных сказаний. Воспоминания И.Е. Репина о Л.Н. Толстом, написанные в 1888 году и хранившиеся у г. Гальперина-Каминского, могли свободно остаться у него в портфеле: они не дают ни одной новой черты и изложены каким-то неприятно слащавым стилем. Сергей Карцевский пытается реабилитировать Достоевского как художника. Главную особенность его «эстетики» он видит в «архитектуре его романов и в ясности его драматизма». По-видимому, статья является лишь основным наброском и ограничивается иногда одними намеками, не получившими развития. «Тысяча и одна ночь» есть несколько претенциозное заглавие религиозно-философских рассуждения Л. Шестова о бытии Бога. И в эпиграфе, и в заключительных словах автор предупреждает читателей, что ясности в этих рассуждениях не будет. Предупреждение, по правде говоря, не лишнее. Впрочем, г. Шестов оправдывается тем, что и Паскаль писал темно.

Претенциозностью веет и от двух эпиграфов: один — из Шестова, другой… из Паскаля, причем первый стоит второго.

Проф. М.И. Ростовцев дает краткий, но содержательный очерк происхождения Киевской Руси, основанной на богатой новейшей литературе предмета и доказывающий, что это происхождение должно быть отодвинуто в глубь истории гораздо дальше, чем думали прежде. Проф. бар. С.А. Корф обстоятельно разбирается в вопросе о том, возможна ли в России федерации, и, давая утвердительный ответ, рассматривает строй этой будущей федерации и способы ее создания. Интересный и хорошо освещенный материал дают экономические статьи А.С. Орлова и В. Гефдинга. Чисто-политический отдел занят обширной «дальневосточной эпопеей», рассказанной М.В. Вишняком и заслуживающей заглавия «крах дальневосточной демократии» и «Итогами» Н.Д. Авксентьева, вяло и как-то неубедительно отстаивающего Совещание Учр. Собр. от нападок гг. Мартова и Абрамовича.

Как видит читатель, содержание книжки разнообразное. Издана она прекрасно.