Б. К. [Айхенвальд Ю.И.] Современные записки. Кн. XXI. Париж 1924 // Руль. 1924. 29 октября. № 1188. С. 5.

 

 

Б. К.

Современные записки. Кн. XXI. Париж 1924

 

Если остановиться только на том беллетристическом материале этой книги, который дает не одни лишь начала и продолжения, но и концы, то надо будет выдвинуть хронику С.Р. Минцлова «Из снов земли», в данном номере журнала законченную. Она написана живо, легко, остроумно; она изображает помещичью жизнь кануна революции, приблизившуюся вплотную к войне; она занятно развертывает картины быта, во многом дикого и несуразного, с еще не изжитой жестокостью и разгулом крепостной старины. Еще немного, и все это рухнет; но пока… пока у автора — блестящие паркеты, закутанная в чехлы мебель, статуи, вазы, картины, веранда с диким виноградом, прямые аллеи липового парка, и во время ночной грозы над этой красотою усадьбы, над этой землею вообще «то и дело беззвучно раскидывается и смыкается будто огромный синий веер»; и в этой обстановке — не очень глубокие и часто пошлые происшествия любви. Кладет г. Минцлов свои сочные краски уверенно в стиле явной сатиры, которая переходит в шарж и, что еще хуже, — в сплетню: именно такое впечатление производят «Сны земли», будто наш беллетрист не столько повествует, сколько сплетничает, почти как его героиня Перепетуя Петровна; и вот почему не берешь как-то всерьез его произведения, хотя, повторяем, оно и сделано умело, технически ловко и бойко.

Очень интересны по своей жизненности воспоминания З. Гиппиус о старых русских литераторах, которых она встречала в годы своей юности, — о Плещееве, Полонском, Вейнберге, Суворине и, в виде приложения, о Толстом. «Благоуханье седин» называет г-жа Гиппиус свои страницы: но этот благородный аромат несется от них не всегда. Он исчезает там, где на первый план выступают не вспоминаемые, а вспоминающая, — например, там, где довольно пренебрежительная речь идет о Чехове; может быть и метки некоторые соображения автора об его писательской и человеческой личности; но тон, которые делает музыку, здесь делает ее неприятной и колкой.

О поручике Пирогове, которого некогда удачным приемом своей адвокатской талантливости спас от смертной казни О. Грузенберг, весьма литературно вспоминает последний; и это было бы хорошо, если бы статья выдающегося юриста была написана менее притязательно и с меньшей сосредоточенностью автора на самом себе; кроме того, впечатление невеликодушности остается от тех язвительных слов г. Грузенберга, которые посвящены деятелям и вождям недавней России, — деятелям и вождям, и без того принявшим уже лютую смерть от руки большевиков…

В ярких импрессионистских зарисовках Марины Цветаевой «Вольный проезд» виднеется уголок большевиками созданной действительности; и как наша поэтесса добывала на станции Усмань полтора пуда пшена и муки, это непременно войдет если не в историю поэзии, то в историю революционного быта.

Продолжает делиться Ф.А. Степун своими не всегда приемлемыми, но всегда своеобразными «мыслями о России» (которые ждут обстоятельного разбора); для характеристики умственных течений в современном социализме живой интерес представляют очерки Марка Вишняка «На родине и на чужбине» и Ст. Ивановича «Партия труда и власть».