В. Руднев. Демократизация промышленности: (Фабричные советы и рабочий контроль в Западной Европе и С.А. Соединенных Штатах) [статья] // Современные записки. 1921. Кн. V. С. 294–328.

Стр. 294

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

(Фабричные советы и рабочий контроль в Западной Европе и С. А. Соединенных Штатах.)

Мы не знаем, когда и в какой конкретной обстановке придется России приступить к восстановлению своего хозяйства и, в частности, своей индустрии. Но что хозяйственная анархия в Советской России, происходящая за декорациями «коммунистического» строя, доходит в своем развитии до логического предела, — в этом сомнений быть не может, этого уже не скрывает и советская власть. Для «галерки» говорят еще что-то о государственном капитализме как неизбежном этапе к социализму; доказывают выгодность возвращения к худшим формам капиталистической эксплуатации на том основании, что она — «иноземная», и пр. Но это уже — чистая политика власти, не смеющей признать свое банкротство. Сущность же положения остается в том, что даже в России с наиболее благоприятными для «коммунистического» опыта условиями в смысле ее культурной и экономической отсталости пренебрегать элементарными законами общественного развития возможно лишь до поры до времени.

Возвращение к капиталистическому способу производства, восстановление характерных для капиталистического строя общественных отношений даны нашему сознанию как историческая необходимость, не требующая с чьей бы то ни было стороны морально-политической санкции или признания. Вопрос о том, насколько совместимо возвращение к капитализму с дальнейшим существованием большевистской диктатуры, мы оставляем в стороне.

Вряд ли серьезно можно думать о шансах сколько-нибудь широко произведенной национализации или социализации русской промышленности. Перед экономической и технической сложностью подобных реформ в нерешительности

Стр. 295

останавливаются даже страны с высокой степенью промышленного и культурного развития, даже те из них, как Германия и Австрия, в государственной жизни которых играет решающую роль социалистически настроенный пролетариат. Если в 1917 г. переход к высшим формам обобществленного народного хозяйства в такой отсталой стране, как Россия, справедливо почитался утопией, то в результате четырехлетнего беспримерного разрушения производительных сил, государственного и общественного распада, Россия в своем развитии отброшена на несколько десятилетий назад.

В ожидании результатов опыта социализации в передовых странах Западной Европы, русские социалистические партии не должны закрывать глаза на то, что в России их очередной задачей ближайшего будущего явится вновь сплочение и объединение рабочего класса в борьбе за более достойное положение его в р а м к а х б у р ж у а з н о – к а п и т а л и с т и ч е с к о г о с т р о я , а не за радикальное переустройство последнего.

Разумеется, восстановление основ буржуазно-капиталистического строя, всяческое поощрение духа частной промышленной инициативы со стороны государства не равнозначны совершенному отказу последнего от разумного регулирования процесса народно-хозяйственного возрождения, — как то, по-видимому, склонны думать недавно собиравшиеся в Париже русские промышленники. В русском торгово-промышленном классе, наряду с здоровыми элементами, умеющими свою личную выгоду сочетать с интересами общенародными, не было и не будет недостатка в хищниках, оградить от которых как общество в целом так и рабочий класс в частности явится обязанностью государственной власти.

Проблема наемного труда в России, характер будущих взаимоотношений рабочих с предпринимателями приобретают исключительное значение не только для партий рабочего класса, но и с точки зрения всякой здоровой национальной промышленной политики. Поскольку дело идет о хозяйственном возрождении России, это, прежде всего, проблема д о в е д е н н о г о д о в ы с ш е г о н а п р я ж е н и я п р о и з в о д с т в а. Опыт же всего мира за последние годы выдвинул на первое место среди факторов успешности производства значение момента психологического, воли рабочего к труду. Происходящее во всех странах падение производительности труда в значительной степени объясняется тем колоссальным и неизгладимым сдвигом, который в психологии рабочих масс произвела война. Война и после-

Стр. 296

довавший за нею мир с большей, чем когда-либо, яркостью вскрыли противоречие между значением труда как движущего начала, дающего жизнь всему обществу, и социальным положением трудящихся; вскрыли всю бездну лицемерия и предательства подготовившего войну капитала. Для такого порядка вещей пролетариат не имеет более желания работать.*) По единодушному признанию всех выдающихся европейских экономистов, необходимы и неизбежны серьезные изменения в существующем промышленном строе, и прежде всего признание в лице рабочего у ч а с т н и к а производства, имеющего право, на определение судеб производства наряду с предпринимателем. В России естественный антагонизм труда и капитала в течение долгого времени будет еще осложнен с обеих сторон и психологическим наследием пережитой гражданской войны.

Как ни призрачна «диктатура» пролетариата в современной России, как ни тяжелы правовое и экономическое положение рабочих, несомненно, что рабочий класс в его наиболее активной, пошедшей за большевиками части пережил большевизм, как свое, рабочее дело, как попытку социального освобождения. И кто знает, не будет ли легенда о былой диктатуре действовать с возрастающим обаянием на умы рабочих, по мере того как станут изглаживаться в памяти подлинные черты реального большевизма? Не бесследно пройдет для рабочих и четырехлетняя неукротимая пропаганда классовой ненависти как высшей гражданской доблести и революционной добродетели, а также систематическое моральное развращение всей атмосферой гражданской войны и примером власть имущих.

Не меньшая трезвость необходима в оценке состояния и другой стороны. Торгово-промышленный класс жестоко пострадал от большевиков. Его ожесточение, обычно распространяемое вообще на революцию, если и не законно, то естественно, понятно. В какой мере русские торгово-промышленники как класс сумеют воздержаться от сведения с рабочими счетов за прошлое?

Нет оснований во что бы то ни стало заподазривать искренность заявления П. Рябушинского на недавнем съезде в Париже, что торгово-промышленники готовы «идти в Россию с миром, убив в себе жажду мщения: все мы виноваты оди-

_______________________

*) Последний международный синдикальный конгресс (22—27. ХI. 1920) единодушно (25.606.000 голосов) заявил, что «у рабочих нет мотивов производить для увеличения богатства и могущества ограниченного числа капиталистов».

Стр. 297

наково...». Но одно — шумным одобрением демонстрировать свою солидарность с либеральной декларацией на съезде в изгнании, в Париже; и другое — преодолеть искушение страстей и узкого эгоизма в реальной жизни.

Можно бы было привести из жизни освобождавшихся от большевиков местностей немало фактов, свидетельствующих о внутреннем разложении в торгово-промышленной среде. Не следует торопиться с обобщениями, но, напр., картина реставрации буржуазного строя на Украине во время германской оккупации и гетманщины была удручающая. Оставила ли какая-либо другая организация столь печальную память по себе, как пресловутый « П р о т о ф и с » (Промышленность, Торговля, Финансы и Сельское Хозяйство), с именем которого связано было на Украине представление о самой беззастенчивой спекуляции и делячестве? Разверните поучительную книгу R . L a b r y о русской промышленности во время революции.*) В главе о положении промышленности на Украине вы прочтете, как первым делом съезда восстановленных в своих правах промышленников в Киеве было резкое понижение заработной платы и полная реставрация старых порядков на заводах; вы узнаете, что возражали против целесообразности такой политики только два промышленника: белъгиец П. и француз Ф. ...

Между тем совершенно очевидно, что в обстановке продолжающейся, хотя бы и в скрытой форме, гражданской войны восстановление производственного процесса невозможно. Необходима демобилизация борющихся сторон — демобилизация не только материальная, но и психическая. Этого требуют в равной мере как интересы общенародного целого, так, в конце концов, и правильно понятые интересы обоих классов.

Дело идет вовсе не о проповеди «гармонии интересов труда и капитала» или закрывании глаз на то, что классовая борьба есть и остается жестоким законом капиталистического общества. Но лишь с легкой руки русских большевиков классовая б о р ь б а стала отождествляться с перманентной гражданской в о й н о й . Организация и объединение рабочего класса на почве осознания особенности его интересов в современном обществе является одним из самых могучих факторов прогресса всего человечества. Условием свободы его борьбы за любой общественный идеал, в том числе и коммунистический, должно быть лишь ограничение ее метода-

_______________

*) Raoul Labry. L’Industrie Russe et la Révolution. 1919. Paris.

Стр. 298

ми, не нарушающими прав и не ограничивающими свободы большинства народа.

Необходимость крупных перемен во взаимоотношениях труда и капитала для нормальной жизнедеятельности современной промышленной системы широко осознана в Западной Европе. Практика рабочего движения и рабочее законодательство последних лет упорно ищут новых методов, способных удовлетворить выросшему правосознанию рабочих и придать более мирный, эволюционный характер их социальной борьбе. Как один из способов уменьшить пропасть, отделяющую рабочих от предпринимателей, выдвигается более близкое п р и в л е ч е н и е с а м и х р а б о ч и х в сферу хозяйственных интересов предприятия, обеспечение за ними известной д о л и в к о н т р о л е и д а ж е в у п р а в л е н и и промышленными предприятиями.

Новые течения не вышли еще из стадии опытов. Учесть их результаты в применении к России представляется еще преждевременным, и в последующих сроках, отнюдь не претендующих на исчерпывающую полноту, мы ограничимся по преимуществу лишь описанием различных форм, в которые выливается интересующее нас движение в различных странах.

* * *

Эволюцию капиталистического промышленного строя принято сравнивать с фазами последовательного развития форм государственного устройства *). Подобно тому, как современное государство в большинстве цивилизованных стран проделывает путь от а б с о л ю т и з м а через к о н с т и т у ц и о н н у ю м о н а р х и ю к полному н а р о д о в л а с т и ю , аналогичный процесс, в более медленном, правда, темпе можно проследить в промышленности, во взаимоотношении между предпринимателем и рабочими. Неограниченная монархия с самодержавным носителем власти во главе совокупности бесправных подданных имеет аналогию в том отходящем уже в историю строе промышленного предприятия, когда всеопределяющей воле предпринимателя противостоит масса отдельных бесправных рабочих.

Далее, подобно тому как на смену абсолютной приходит ограниченная народным представительством наследственная конституционная монархия — так рост сознательности

_____________________

*) Otto Bauer. Der Weg zum Socialismus.

Стр. 299

и организованности рабочего класса кладет предел самовластию предпринимателя на фабрике.

В к о н с т и т у ц и о н н о й фабрике рабочие уже имеют свое представительство, сначала, правда, и з в н е предприятия, в лице с и н д и к а т а , трэд-юниона. Коллективным договором синдиката с предпринимателем ограничивается власть последнего, устанавливается конституция, с течением времени все расширяющая права рабочих. В этой стадии, связанной с мощным развитием профессионального движения во всем мире, находится европейская и американская промышленность уже много десятков лет.

Новым в ходе этой постепенной д е м о к р а т и з а ц и и п р о м ы ш л е н н о с т и является стремление, во-первых, к расширению контроля не только на условия труда, но и на общую хозяйственную деятельность самого предприятия; во-вторых, к осуществлению этого контроля как и з в н е , через соответствующий синдикат, так и на месте, и з н у т р и , через местный фабрично-заводской рабочий комитет или совет — этот промышленный орган местного самоуправления», по меткому сравнению О. Бауэра.

Наконец, полное осуществление демократии, « р е с п у б л и к и » в промышленности теоретики и вожди рабочего движения (О. Бауэр, К. Каутский, С. Вебб и др.) видят в с о ц и а л и з а ц и и предприятия: монарх-предприниматель устраняется совершенно, управление предприятием переходит целиком к народу (в данном случае, впрочем, не к одним рабочим данного предприятия, а к особому органу из представителей рабочих, государства и потребителей).

В дальнейшем мы ограничимся обзором новых мероприятий лишь, так сказать, к о н с т и т у ц и о н н о – д е м о к р а т и ч е с к о г о , а не республиканского периода, выражающихся в расширении компетенции внешнего, синдикального контроля и в создании органов внутреннего контроля — фабричных советов.

АНГЛИЯ. — Потребности военного времени вынудили Англию отказаться от традиционной свободы промышленности и перейти к суровому регулированию государством всего процесса производства и распределения. Управление важнейшими отраслями промышленности (угольной, металлургической, текстильной, жел. дор. и пр.), принудительно синдицированными на время войны, было передано особым комитетам из представителей промышленников и правительства. Необходимость обеспечить максимальное и добровольное напря-

Стр. 300

жение труда побудило государственную власть привлечь к участию в этих комитетах на равных правах также и представителей рабочих. Эта система с м е ш а н н о г о к о н т р о л я над промышленностью оказала неизмеримые услуги Англии во время войны.

Вместе с тем делаются попытки вовлечения рабочих в сферу хозяйственных интересов производства и другим путем — созданием смешанных комитетов внутри каждого отдельного предприятия. В результате работ особой парламентской комиссии под председательством Уитлея, спикера палаты, было выработано в марте 1917 г. положение об особых фабричных комитетах, впоследствии получивших распространение под именем « к о м и т е т о в У и т л е я » .

Вот как определяет назначение комитетов доклад комиссии*): «В интересах государства является необходимым, чтобы сотрудничество классов, установившееся во время войны, продолжалось и после нее... Для улучшения взаимоотношений между предпринимателями и рабочими необходимо обеспечить рабочим возможность достижения лучших условий найма и высшего уровня комфорта, а также привлечь их постоянное и активное содействие развитию промышленности».

Создание фабричных комитетов (Works Committees) не является принудительным, а предоставляется доброй воле рабочих данного предприятия. Составленный поровну из представителей рабочих и предпринимателей, фабричный комитет избирает свой президиум из лиц, причастных к предприятию, или посторонних.

Фабричные комитеты одной и той же отрасли промышленности в данном округе объединяются в « о к р у ж н ы е с о в е т ы » (District Councils); над окружными советами всей отрасли промышленности стоит « Н а ц и о н а л ь н ы й с о в е т » (National Council).

Комитеты и советы всех трех инстанций имеют целью «регулярное рассмотрение всего того, что касается прогресса и благосостояния промышленности, с точки зрения всех ее участников». Через посредство этих смешанных организаций рабочие данного предприятия и всей отрасли промышленности получают возможность участвовать в определении условий труда и в контроле над соблюдением их, в установлении общих оснований заработной платы, в улучшении организации производства с точки зрения интересов рабо-

_______________________

*) Industrial Councils. Report of the Reconstruction Committee on Relations between Employers and Employed.

Стр. 301

чих, в обсуждении промышленных законопроектов, в мирном улаживании возникающих между рабочими и предпринимателями конфликтов.

В рабочей среде комитеты Уитлея вызвали к себе различное, но скорее сдержанное отношение. Хотя конгресс трэд-юнионов в Дерби (1918 г.) высказался в пользу комитетов Уитлея, не было недостатка и в критических отзывах. Резолюционные трэд-юнионисты из «Национальной Лиги Гильдий»*) стоят на той точке зрения, что смешанный контроль вообще немыслим, поскольку орган контроля составлен из представителей двух сторон с противоположными интересами и целями. «Представители труда должны сохранить свою полную независимость; они должны и с п о л ь з о в а т ь свое положение в советах вовсе не для улучшения отношений между предпринимателями и рабочими или для увеличения производительности труда — но исключительно для усиления движения в пользу полного контроля рабочих над производством и промышленностью»…

По-видимому, комитеты Уитлея и не могли иметь значение органа контроля рабочих над промышленностью, их положительная роль сводилась к организованному представительству интересов рабочих и к мирному улаживанию мелких недоразумений с предпринимателем.

На практике от участия в образовании комитетов Уитлея уклонились как раз наиболее важные и крупные трэд-юнионы. В отраслях промышленности, где существуют мощные профессиональные организации, комитеты Уитлея не способны были усилить их влияние в переговорах с предпринимателем. Наоборот, в отсталых и слабо организованных отраслях всегда можно опасаться, что смешанные комитеты Уитлея могут стать орудием в руках предпринимателей для борьбы с трэд-юнионами.

Наконец, нельзя отрицать опасности и того, что «сотрудничество» труда и капитала в смешанных комиссиях может быть использовано в ущерб интересам потребителя — общества.**)

Комитеты Уитлея получили распространение в кораблестроительной промышленности, у матросов, пекарей, золо-

___________________

*) «Observations on the interim Report on the Reconstruction Committee», и «Notes for Trade Unioniste on the Whitley Report», изд. Nat. Guilds League.

**) Двусмысленно звучит, напр., пункт устава Уитлеевского комитета в керамической промышленности, который предусматривает «содействие в установлении и поддержании (fixing and maintaining) п р о д а ж н ы х ц е н на фабрикаты».

Стр. 302

тых и серебряных дел мастеров и особенно в керамической промышленности. По утверждению Л. Джорджа в палате общин, число рабочих, объединенных в комитеты Уитлея, достигало летом1919 г. двух миллионов человек.

В настоящее время с отменой связанных с военным временем ограничений в деятельности и правах трэд-юнионов и дальнейшим ростом влияния последних (английские трэд-юнионы насчитывают до 7.500.000 членов) — комитеты Уитлея отходят, по-видимому, окончательно на задний план.

Укажем еще лишь, что закон 16 авг. 1920 г. предусматривает добровольное образование смешанных комитетов, подобных уитлеевским, также и в угольной промышленности. Закон этот имеет временный характер, продолжая действовавшее до войны государственное регулирование до 31авг.1921 г.

Профессиональные организации даже в странах наиболее передовых объединяют лишь меньшинство рабочего класса. Тем не менее, они упорно борются за признание их права представительствовать и заключать договоры от имени всей массы рабочих. Трэд-юнион не может поэтому смотреть безразлично на то, что установление соглашений с предпринимателями отчасти переходит в руки менее квалифицированных и более пестрых по своему составу рабочих делегаций в смешанных уитлеевских комитетах. Заключение коллективных договоров, и з в н е регулирующих условия труда во всех предприятиях данной отрасли промышленности, должно быть исключительным правом трэд-юниона — такова по-прежнему традиция английского рабочего движения; дух современности сказывается лишь в стремлении включить в эти договоры право на участие трэд-юнионов в контроле над промышленностью.

Крупным — и пока единственным — достижением в этой области является новое п о л о ж е н и е о б у п р а в л е н и и ж е л е з н ы м и д о р о г а м и , введенное в Англии в конце 1919 г. Под впечатлением грандиозной стачки в октябре-ноябре 1919 г. правительство решило продлить государственный контроль над жел. дор. и, желая привлечь на свою сторону жел. дор. рабочих, предоставило их трэд-юниону (Nat. Union of Railwaymen) активное участие в центральном регулирующем органе (Railway Executive Committee) на равных основаниях (with coequal power) с прочими его участниками.*)

___________________

*) За неимением под руками текста закона, приводим содержание новой схемы управления ж. д. в изложении ее Д. Тома-

Стр. 303

* * *

С. А. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ. — Движение в пользу демократизации фабричного строя в Америке — совсем недавнего происхождения. Как и в Европе, вызванная войной необходимость беспрерывного напряжения всех национальных производительных сил заставила предпринимателей искать путей к установлению мирного сотрудничества с рабочими.

Но в Европе признание особой суммы прав за рабочими как участниками производства было делом г о с у д а р с т в е н н о й в л а с т и под давлением организованного рабочего движения или революции. В Америке же установление конституционного режима на фабрике происходило по ч а с т н о й и н и ц и а т и в е отдельных наиболее либерально настроенных — или предусмотрительных — предпринимателей.

Это обстоятельство обусловливает характерный облик американских фабричных комитетов. Они разнообразны по своей структуре, завися от личных вкусов предпринимателя; компетенция их, «октроированная» предпринимателем, весьма ограниченна, и они в значительной степени используются предпринимателем в целях, чуждых основному их назначению.

Инициатива в создании первых фабричных комитетов (Shop Committees) в Америке принадлежит известному миллиардеру Джону Рокфеллеру младшему.*) После стачки в 1914 г. на его копях в Колорадо (Colorado Fuel and Iron

______________________

сом, вождем ж. д. рабочих, на Собрании железнодорожников в Бристоле (16.ХI.1919).

« О б ъ е д и н е н н ы й ж. д. к о м и т е т » (Railway Joint Board), состоящий поровну (по 5 человек) из представителей администрации трэд-юниона, устанавливает условия труда для всей сети ж. д. В случае разногласий в Joint Board, спорный вопрос переносится, по желанию сторон, в так называемый « T r i b u n a l o f R e f e r a n c e » , состоящий из двенадцати членов, — по четыре от рабочих, администрации и «публики». Председательствует тринадцатое, независимое лицо. На местах роль Tribunal of Referance играют Local Courts аналогичного состава.

Но самой важной чертой нового положения является участие с решающим голосом трех представителей ж. д. трэд-юниона в составе R a i l w a y E x e c u t i v e C o m m i t t e e .

*) Приводимые ниже данные мы заимствуем из книги Ch. Cestre «Production industrielle et justice sociale, en Amerique». 1921. Paris. Материал, к сожалению, освещен односторонне, с предпринимательской точки зрения.

Стр. 304

Со.), завершившейся жестоким кровавым столкновением стачечников с войсками и массой жертв, Рокфеллер решил ввести на своих копях и на сталелитейном заводе в Миннека «демократический режим», основы которого были выработаны им совместно с американским социологом Макензи Кингом.

« П л а н Р о к ф е л л е р а » , осуществляемый на его предприятиях с 1915 г., послужил образцом для позднейших попыток подобного же рода в других промышленных предприятиях. Оставляя в стороне индивидуальные отклонения, зависящие от местных условий, в основных чертах американские фабричные комитеты носят следующий характер.

В отдельных мастерских всеобщим голосованием избираются ч и с т о р а б о ч и е к о м и т е т ы (Shop Committees), объединяющиеся, если более значительные размеры предприятия этого требуют, в рабочий « С о в е т » (Work Council). Рабочие комитеты и советы решают самостоятельно все вопросы, касающиеся исключительно рабочих (напр., в отношении переданных в их управление учреждений, благоустройства или социального обеспечения), и предварительно обсуждают с точки зрения интересов рабочих вопросы, общие у них с предпринимателем.

Кроме того, периодически, обычно два раза в месяц, устраиваются совместные заседания рабочих советов с представителями предпринимателя в равном числе. В компетенцию образуемых таким образом с м е ш а н н ы х к о м и т е т о в входит разрешение всех вопросов, касающихся внутренней жизни предприятия: часов труда, заработной платы, распорядка работы, дисциплины и пр. Комитеты привлекаются к обсуждению мер, необходимых для процветания предприятий, а также для применения принципа участия рабочих в прибылях предприятий. Одной из главных задач смешанных комитетов является предотвращение готовящихся конфликтов между рабочими и администрацией и мирное улаживание возникающих. Техническая, коммерческая и финансовая сторона управления остается исключительной прерогативой предпринимателя. В случае разногласий в смешанном комитете, предмет спора передается т р е т е й с к о м у с у д у , конструкция которого определяется в зависимости от местных условий.

Другой пример демократической организации фабрики представляет собою т. н. « т и п Л е й г а » — по имени инженера, впервые применившего его на фабрике Demuth в Нью-Йорке. Эта схема в общих чертах воспроизводит на

Стр. 305

фабрике конституцию современного государства. Фабрика Demuth имеет свою « П а л а т у д е п у т а т о в » из выборных представителей рабочих, свой « С е н а т » , состоящий из контрмэтров, контролеров, начальников мастерских, — и « К а б и н е т » в лице дирекции компании. Один раз в неделю палата депутатов и сенат имеют свои обособленные заседания, а также созываются на общее соединенное заседание обеих палат. По своей компетенции эти органы аналогичны Shop Committees и смешанным комитетам плана Рокфеллера.

По конституции фабрики Goodyear Tir and Rubber Co, «сенат» избирается также рабочими, но из числа имеющих более высокий ценз, возрастной и по сроку службы в предприятии. Общие или спорные вопросы разрешаются в смешанном комитете из представителей администрации, «сената» и «палаты депутатов»…

Необходима осторожность в подведении итогов деятельности фабричных советов в Америке и в выводах о значении их в будущем; все движение не вышло еще из стадии первоначального опыта.

К концу 1919 г. советы существовали только на 250 предприятиях, занимающих в совокупности один миллион рабочих.

Если отнестись с доверием к данным, приводимым в книге Ch. Cestre, фабричные советы, по-видимому, успешно отвечали главному своему назначению — способствовать мирному разрешению внутренних конфликтов и тем содействовать повышению производительности.

В предприятиях, применявших систему фабричных советов в течение одного года, 61 % всех спорных вопросов получили свое разрешение еще в первоначальной инстанции, в фабричных смешанных комитетах; из них 36 % — в пользу администрации и 27 % — в пользу рабочих. По отдельным предприятиям процент решений, благоприятных для рабочих, колеблется. Так, из 259 конфликтов, возникших за шесть месяцев на заводах Bethlehem Steel Co, 85 % были разрешены в пользу рабочих.

Специальная комиссия трэд-юниона углекопов, изучавшая результаты реформы на месте в предприятиях Рокфеллера, пришла к заключению, что фабричные советы привели к уменьшению злоупотреблений со стороны низшей администрации, способствовали смягчению антагонизма между рабочими и предпринимателем. В пользу фабричных советов высказалась и американская «Конференция Труда», созванная в декабре 1919 г. Вильсоном из представителей трэд-юнионов, ассоциаций предпринимателей и «публики».

Стр. 306

Слабым местом американской системы фабричных советов является то, что самое создание их и определение их компетенции н е у с т а н о в л е н ы з а к о н о м , а всецело зависят от усмотрения отдельного предпринимателя. И если нельзя отрицать наличие среди американских промышленников известного числа искренних филантропов, то вряд ли следует надеяться на то, что вся классовая политика американского капитала может быть проникнута духом социальной справедливости. Несомненно, есть либеральные промышленники, которые, по-видимому, искренне готовы пойти навстречу рабочим. У Рокфеллера*) введению системы советов предшествовало проведение широких мероприятий по улучшению условий труда и быта на его предприятиях, и, несомненно, этот дух доброжелательства и заботливости по отношению к рабочим явился одним из главных факторов успеха его «плана». Есть промышленники, как Р. Калдуэлл, которые поняли, что время «монархической тирании» в организации производства прошло безвозвратно, и что «лучше промышленная демократия, чем революция». Но нет сомнения, что терпимое и подчас благожелательное отношение американского промышленного мира к идее фабричных советов обусловливается соображениями и ожиданиями совсем иного порядка.

Показателен в этом отношении отзыв о фабричных советах крупнейшей промышленной организации — The National Industrial Conference Board. Констатируя со своей стороны, что «результаты деятельности фабричных советов совершенно удовлетворительны», доклад этой организации (1919 г.) говорит: Shop Committees являются одним из лучших наших нововведений. Мы убеждены, что, при благоразумии с нашей стороны, мы будем в состоянии ликвидировать все конфликты с нашим персоналом у с е б я д о м а , б е з в м е ш а т е л ь с т в а л ю д е й с о с т о р о н ы ( o u t s i d e r s ) » .

Кто эти outsider’ы, «посторонние люди», вмешательства которых во «внутренние дела предприятия» так не любят предприниматели? Это — представители рабочего трэд-юниона.

_______________________

*) «Я верю, — говорил Рокфеллер на конгрессе С. А. Торговой палаты в 1919 г., — что капитал и труд не враги, а союзники, что их интересы тождественны... что наиболее верным средством к достижению гармонии является р а в н о е п р е д с т а в и т е л ь с т в о о б е и х с т о р о н » . Рокфеллер мечтает о проведении принципа смешанного представительства во всей хозяйственной жизни, начиная с отдельной мастерской и кончая всемирным конгрессом промышленности.

Стр. 307

Там, где сильным трэд-юнионам удается добиться права контроля над соблюдением в предприятии установленных коллективным договором условий, со стороны промышленников неизменно поднимается крик о невыносимой «тирании» трэд-юниона, «инквизиторском сыске» его агентов и пр.

В борьбе против рабочих организаций предприниматель обращается к содействию «свободных» от дисциплины трэд-юниона н е о р г а н и з о в а н н ы х рабочих, или «независимых» ж е л т ы х синдикатов. По-видимому, в симпатии американских промышленников к фабричным советам немалую роль играет надежда противопоставить их как своего рода « в н у т р е н н и е » синдикаты (company unions) вне предприятия стоящим трэд-юнионам. Характерно, что предприниматели не проявляют инициативы к созданию фабричных советов в тех предприятиях, которые в силу коллективного договора уже являются закрытыми для приема неорганизованных рабочих (closed shop).

Хроника стачечного движения последних лет также свидетельствует, что предпринимателям нередко удавалось использовать местные фабричные советы (Bethlehem Steel Co, Colorado Fuel and Iron Co и др.) для того, чтобы сломить единодушие стачки, объявленной трэд-юнионом. Стачечный комитет сталелитейщиков (зимой 1919-1920 гг.) высказывается решительно против фабричных советов и обвиняет хозяев, что они пользуются company unions для того, чтобы связать по рукам и по ногам рабочих. Комитет утверждает, что хозяева пускают в ход застращивание рабочих во время выборов, что неугодные хозяевам делегаты увольняются, что рабочим запрещается поддерживать сношения с трэд-юнионом и пр.

Критически относится к фабричным советам в их современном виде и Американская Федерация трэд-юнюнов (American Federation of Labour), имеющая до 4.000.000 членов. Скрытый смысл всей реформы заключается, по мнению руководителей Федерации Труда, в том, чтобы отвлечь рабочих от трэд-юнюнов, ослабить последние и тем самым лишить рабочих возможности прибегнуть в нужном случае к стачке, которая одна лишь может сломить сопротивление предпринимателя.

***

Переходя к обзору движения за рабочие советы в государствах к о н т и н е н т а л ь н о й Е в р о п ы , мы сразу переносимся в совершенно иную социально-политическую

Стр. 308

обстановку. Революция до основания потрясла общественный строй в Германии и Австрии. Капиталистическая система, казалось, доживала последние дни. Массовое увлечение лозунгами далекой и загадочной русской революции вызвало к жизни повсюду Советы раб. и солд. депутатов как органы политической власти. Естественным для многих казалось сделать, подобно русским большевикам, и следующий шаг передать всю э к о н о м и ч е с к у ю власть в промышленности местным фабричным советам. К этому звали в Германии спартаковцы и независимые с.-д., стремясь сделать фабричные советы орудием немедленного осуществления диктатуры пролетариата. Рабочий класс в его большинстве не пошел за большевиками, и в революционном законодательстве Австрии и Германии фабричные советы закреплены лишь как один из факторов демократизированной конституционной фабрики.

Идея фабричных советов (Betriebsraetesystem) первоначально была выдвинута в А в с т р и и , получив там как теоретическое свое обоснование (О. Бауэр, Ф. Адлер), так и практическое свое осуществление в рабочем законодательстве (15 мая 1919 г.). Австрийский закон послужил, по-видимому, образцом для более позднего г е р м а н с к о г о (4 февр. 1920 г.). По своему содержанию оба закона почти тождественны, и поэтому в дальнейшем мы ограничимся разбором лишь германского законодательства как типического, более разработанного и имеющего большее значение для европейского рабочего движения.

ГЕРМАНИЯ. — До настоящей революции мысль о возможности ограничения суверенной власти предпринимателя в пользу рабочих оставалась почти совершенно чуждой германскому законодательству.*) Разразившаяся в результате несчастной войны революция резко изменила существовавшее до того в Германии соотношение общественных сил. Политическая власть перешла в руки пролетариата, выступавшего в авангарде народных масс. Правда, более высокий уровень сознания помог большинству германского рабочего класса

______________________

*) Слабые зачатки конституционных прав содержатся в законе 1891 г. (Gewerbeordnungsnovelle), предусматривающем возможность создания в предприятиях рабочих комитетов; привлечение их к обсуждению правил внутреннего распорядка зависело от усмотрения предпринимателя. Можно упомянуть еще только прусский закон 1905 г. о рабочих комитетах в угольной промышленности с весьма ограниченной компетенцией по надзору за шахтами, по урегулированию отношений с предпринимателем и управлению рабочими страховыми кассами.

Стр. 309

устоять перед искушением использовать эту власть для попытки осуществления социализма, попытки, при данных условиях явно безнадежной. Но радикальные перемены в традиционных формах взаимоотношений труда и капитала сделались неизбежными. Буржуазия, подавленная падающей на нее ответственностью за роковую для Германии войну, разумеется, не могла сопротивляться новым запросам со стороны рабочих.

Первый декрет революционного правительства — в то время состоявшего из социалистов большинства и независимых — об учреждении рабочих комитетов (23.XII 1918 г.) поражает своею умеренностью*). Комитеты должны в с о г л а с и и с п р е д п р и н и м а т е л я м и наблюдать за исполнением существующих соглашений относительно заработной платы; содействовать установлению добрых отношений как в среде самих рабочих и служащих, так и между последними и предпринимателем; наблюдать за применением предохранительных мер против несчастных случаев.

Декабрьский декрет не удовлетворил даже умеренную часть рабочих. Нюрнбергский конгресс профессиональных союзов (1919 г.), отвергая диктатуру пролетариата во имя демократии, требовал, однако, применения принципа демократии и к промышленному строю; отрицая систему советов в политической области, конгресс противопоставил ей необходимость создания экономических советов в промышленности для обеспечения рабочим участия в контроле над производством в его целом, начиная с отдельного предприятия и кончая высшими общеимперскими органами хозяйственного регулирования.

Необходимость опереться на большинство рабочих в борьбе с новым и грозным восстанием спартаковцев весною 1919 г. заставила правительство согласиться на эти требования проф. союзов. Четвертого марта правительство издало декрет, узаконивающий существование фабричных советов (Betriebsraete) в качестве органа рабочего представительства и контроля над промышленностью.

В силу обязательства, данного правительством профессиональным союзам, положения декрета 4 марта были затем почти без изменения включены в основные законы имперской конституции (11 авг. 1919 г.). Вот главные черты этого закона (ст. 165 конституции), открывающего новую эру в истории германского рабочего движения.

_____________________

*) «Les conseils d’entreprises en Allemagne», изд. Bureau International du Travail.

Стр. 310

«Рабочие и служащие призываются на основе равноправия с предпринимателями участвовать в урегулировании заработной платы и условий труда, а также содействовать хозяйственному развитию предприятия.

«Для защиты своих экономических и социальных интересов рабочие и служащие получают право по закону быть представленными в р а б о ч и х с о в е т а х отдельных предприятий, в о к р у ж н ы х р а б о ч и х с о в е т а х , объединенных по отдельным отраслям промышленности, и в Ф е д е р а л ь н о м Р а б о ч е м С о в е т е . Окружные и федеральный рабочие советы, совместно с представителями предпринимателей и других заинтересованных классов, будут участвовать в создании о к р у ж н ы х х о з я й с т в е н н ы х советов и Ф е д е р а л ь н о г о Х о з я й с т в е н н о г о С о в е т а , несущих экономические функции общественного характера и применяющих законы о социализации».

Все наиболее значительные законопроекты социально-экономического характера будут поступать предварительно на заключение Федерального Хозяйственного Совета, который будет иметь право и самостоятельной законодательной инициативы, а также возможность через особых представителей защищать свои проекты перед рейхстагом.

Таким образом, предполагается по Германской конституции создание двух обособленных, параллельно существующих систем: чисто р а б о ч е й (местные, окружные и Федеральный Советы, и с м е ш а н н о й х о з я й с т в е н н о й (только окружные и Федеральный советы). Читатель припомнит, что с этим сочетанием рабочих и смешанных органов мы уже встречались при описании фабричных комитетов в Америке.

Детальная организация и определение сферы компетенции всех вышеупомянутых органов должны быть предметом особого законодательства, 4 февр. 1920 г. был опубликован принятый Национальным Собранием закон о м е с т н ы х фабричных советах. Отметим здесь лишь наиболее существенные и характерные черты его.

Прежде всего, закон определенно оговаривает, что советам отнюдь не принадлежит право непосредственного в м е ш а т е л ь с т в а в т е х н и ч е с к и е и х о з я й с т в е н н ы е распоряжения администрации. Тем не менее, участие в к о н т р о л е над предприятием достигается делегированием одного или двух членов совета в состав заводского управления (Aufsichtsrat) с р е ш а ю щ и м голосом. Предприниматель обязан три раза в год давать

Стр. 311

представителям совета отчет об общем положении дел и о своих дальнейших предположениях, а также представлять годичный баланс прибылей и убытков предприятия.

Чрезвычайно важным представляется право участия совета в вопросе о п р и е м е и у в о л ь н е н и и р а б о ч и х — в той области, в которой предприниматель наиболее ревниво обычно охраняет свою дискреционную власть. Теперь предприниматель должен договориться с советом относительно основных принципов (Rechtlinien) устанавливаемой системы найма и увольнения. Если совет находит, что предприниматель увольняет рабочего в нарушение соглашения, дело переносится в окружную согласительную камеру,*) решение которой является о к о н ч а т е л ь н ы м .

В остальном функции советов — по преимуществу представительного характера. Специальная статья закона охраняет неприкосновенность членов совета.**)

Со времени издания закона прошло еще слишком мало времени, чтобы возможно было подводить итоги опыту его применения. Здесь мы можем лишь отметить, как встречен был закон заинтересованными в нем сторонами.

Со стороны п р е д п р и н и м а т е л е й было бы трудно ожидать сочувствия к закону, ограничивающему их власть

________________________

*) Эти камеры, т. н. Schlichtungsausschlüsse, установленные декретом 23. XII 1918 г., состоят из равного числа (по 4) представителей рабочих и предпринимателей, избирающих по соглашению председателя.

**) Приведем еще несколько подробностей, относящихся к структуре германских фабричных советов.

Советы учреждаются в предприятиях с числом занятых рабочих не менее 20. (Таких предприятий в Германии по переписи 1907 г. числилось 81.549 с 6.915.565 занятых в них рабочих). Членами совета не могут быть лица администрации. Под действие закона о советах не подходят учреждения политические, военные, научные, художественные. Активным правом избирательным пользуются все рабочие и служащие обоего пола, начиная с18 лет; пассивным — достигшие 24 лет, немецкого происхождения, прослужившие не менее 6-ти месяцев в данном предприятии и не менее 3-х лет состоящие в данной профессии. Срок избрания — 1 год.

Рабочим и служащим предоставляется образовывать советы или отдельно для каждой категории, или для всего предприятия целиком. Число членов совета колеблется от 3 до 30. В тех случаях, когда совет представляется слишком громоздким, наиболее ответственные функции контроля доверяются особому « з а в о д с к о м у к о м и т е т у » (Betriebsausschluss), избираемому из состава совета в числе 5 человек.

Необходимые расходы совета возмещаются предпринимателем. Члены совета, выполняя свои обязанности в рабочие часы, сохраняют причитающуюся им заработную плату.

Стр. 312

в промышленности. Но, постольку можно говорить об объективной критике со стороны предпринимателей, их оппозиция сосредоточивается главным образом на двух важнейших пунктах закона 4 февраля: на праве представителей советов контролировать коммерческую сторону предприятия и на стеснении свободы предпринимателя в найме и увольнении рабочих. Предприниматели не без основания указывают, что коммерческие тайны и технические секреты предприятия подвергаются риску быть разглашенными и что ограничение в свободе подбора рабочего аппарата предприятия может сказаться на техническом уровне его. Предприниматели настаивают, поэтому, на создании необходимых гарантий путем соответствующего развития законодательства.

В р а б о ч и х кругах закон 4 февраля был встречен разными группами неодинаково. К о м м у н и с т ы , стоящие за немедленное уничтожение капитализма, видят в фабричных советах по закону 4 февр. лишь «соглашательство» с буржуазией; считая, впрочем, необходимым использовать советы для организации своих сил, коммунисты не уклонились от участия в выборе делегатов на первый съезд фабричных советов в Берлине (5. Х 1920 г.), проведя, впрочем, всего менее ста делегатов на тысячу с лишним членов конгресса.

Тактически лишь отличающиеся от большевиков н е з а в и с и м ы е с о ц . - д е м . видят недостаток закона о фабричных советах в недостаточной его революционности. Их наказ своим делегатам на съезде советов высказывается «против в с я к о г о с о т р у д н и ч е с т в а между проф. союзами и предпринимателями, за а б с о л ю т н ы й к о н т р о л ь советов над производством, за р е в о л ю ц и о н н ы е фабричные советы, органы р е в о л ю ц и о н н о й борьбы, имеющей целью заменить капиталистическую систему производства социалистической». Обе фракции несомненно стремились перенести на германскую почву метод русского большевистского «рабочего контроля» через фабрично-заводские комитеты для полного захвата средств производства в руки рабочих.

Стоящие на другом крайнем фланге германского рабочего движения и находящиеся под влиянием буржуазии х р и с т и а н с к и е с о ц и а л и с т ы видят положительное значение закона 4 февр., наоборот, в том, что он, по их мнению, создает органы мирного сотрудничества классов. Допуская участие рабочих в контроле над промышленностью, христ. социалисты считают необходимым для усиления чувства от-

Стр. 313

ветственности рабочих заинтересовать их участием в праве собственности и в прибылях предприятия*).

Но, конечно, судьбу фабричных советов решает отношение к ним не коммунистов или христианских социалистов, а главной массы организованных рабочих Германии, объединенных в «Allgemeiner Deutscher Gewerkschaftsbund»**) и руководимых п р а в ы м к р ы л о м г е р м а н с к о й с о ц и а л - д е м о к р а т и и .

Деятели Gewerkschaftsbund’а оценили огромное значение, которое при известных условиях может выпасть на долю фабричных советов. Профессиональные союзы в них имеют мощное орудие для организационного охвата всей массы занятых в промышленности рабочих, и, наоборот, обособление фабричных советов или даже противоположение их профессиональным союзам раздваивало бы единый поток синдикального движения***).

К подобному расколу рабочего движения и стремились коммунисты и независимые с.-д. Обвиняя в умеренности и оппортунизме вождей проф. движения и противопоставляя им «революционную» стихию неорганизованных масс, они провозглашали лозунг «независимых» (от проф. союзов!) революционных фабричных советов.

Дело шло о замаскированной диктатуре пролетариата. К счастью, сознательность германского рабочего класса и на этот раз оказалась выше демагогии коммунистов. Конференция проф. союзов 5 июля 1920 г. вынесла резолюцию, в которой признается, что «всякое независимое действие как фабричных советов, так и проф. союзов может быть только вредно. Только тесное сотрудничество этих двух

____________________

*) «Le programme et l’organisation des syndicats ouvriers chretiens de I’Allemagne», изд. Bur. Int. du Trav.» — Не допущенные на Берлинский съезд делегаты хрис. соц. советов созвали свою конференцию в Эссене. Резолюция ее требует от рабочих и предпринимателей лояльного выполнения закона 4 февраля.

**) Относительный удельный вес различных групп проф. союзов показывают следующие данные о числе их членов:

1912 г.

1919 г.

В начале 1921 г.

Социалистич. проф. союзы.

2.530.390

7.338.123

до 8.500.000 членов.

Христианские.

344.687

1.000.770

Гирш-Дункеровские

109.225

189.831

итого

2.984.302

8.528.724

***) Закон 4 февраля специально оговаривает, что «настоящим законом не нарушается право профессиональных союзов рабочих и служащих представлять интересы своих членов».

Стр. 314

крыльев рабочего движения может привести к конечному успеху». Задачи фабричных советов, по мнению конференции, заключаются в том, чтобы «1) в совершенстве изучить весь процесс производства и распределения продуктов; 2) организовать по единообразному плану управление предприятиями; 3) разрешать все проблемы социального и коммерческого характера и 4) развивать экономическое образование членов фабричных советов». «Мощь рабочего класса, — заканчивает резолюция, — будет тем непреодолимее, чем больше будет число пролетариев, способных понимать механизм капиталистической системы хозяйства».

В этих последних словах подмечена одна из самых важных для рабочего класса черт германской системы фабричных советов. Они не только являются дополнительным органом представительства повседневных интересов рабочих, не только вносят элемент общественного контроля в процесс производства и распределения, но, кроме того, служат школой, опытной мастерской, где, наконец, рабочие могут начать практически изучать искусство организации и управления производством. Таким образом, устанавливается переходное звено между буржуазно-капиталистическим и социалистическим строем, разделенными до сего времени непроходимой пропастью.

Конечно, использование этой социальной школы требует со стороны рабочего класса большой энергии, выдержки и значительного времени.

Профессиональные союзы деятельно приступили к проведению в жизнь закона 4 февр. С этой целью установлено соглашение между Gewerkschaftsbund и мощной организацией промышленных служащих, насчитывающей до 400.000 членов; создано объединенное Центральное Бюро. В ряде городов открыты подготовительные курсы для будущих членов советов с весьма обширной экономической и технической программой. Эти курсы превращаются в постоянные учреждения. Особый курс открыт при Мюнстерском университете. Издается до десятка специальных газет и журналов, посвященных деятельности фабричных советов.*)

Остановившись более подробно на структуре и компетенции германских фабричных советов, ограничимся в отношении большинства других государств (за исключением Италии)

______________________

*) Из них главнейшие: «Betriebsraetezeitung», издающаяся Gewerkschaftsbund’ом и «Der Betriebsrat» — издание Федерации промышленных служащих

Стр. 315

лишь перечислением стран, где существует аналогичное законодательство *).

АВСТРИЙСКИЙ закон о фабричных советах (15.V 1919), как мы указывали выше, отличается от германского лишь в маловажных деталях.

Сфера действия ЧЕХОСЛОВАЦКОГО закона о рабочих советах (февр. 1920) распространяется лишь на угольную и ей подобные отрасли промышленности. По характеру своему он менее радикален, чем германский закон.

В НОРВЕГИИ закон (23.VI 1920) предусматривает лишь факультативную организацию рабочих комитетов, в случае желания ¼ занятых в предприятии рабочих. По отношению к предпринимателю рабочий комитет имеет лишь совещательный голос.

Совещательную роль играют фабричные советы и по ЛЮКСЕМБУРГСКОМУ закону (8.X 1920).

______________________

*) Отсутствие упоминания о ФРАНЦИИ не случайно. В области рабочего законодательства Франция в настоящее время — одна из самых отсталых стран Западной Европы. Распад и разложение, внесенные в среду рабочих организаций агентами Московского «Интернационала», учтены полностью перешедшими в наступление реакционными предпринимателями; сведен на нет восьмичасовой рабочий день, отрицается право коалиции, игнорируются заключенные раньше коллективные договоры, восстанавливаются черные списки рабочих и пр.

Программа минимум французской Конфедерации Труда (принятая 10 февр. 1921 г.) заключает в себе требование рабочего контроля. Осуществляемый представителями синдикатов, он должен распространяться на условия труда, коллективные договоры, условия приема и увольнения рабочих; делегаты синдикатов должны иметь право получать сведения, касающиеся ведения предприятия, — получения сырья, технического оборудования, методов эксплуатации и пр.

В декабре 1920 г. крупнейший рабочий синдикат металлистов обратился к федерации железнозаводчиков с указанием на многочисленные нарушения предпринимателями существующего рабочего законодательства и коллективных договоров. Чтобы устранить эти явления, нарушающие добрые отношения с предпринимателями, секретарь синдиката Мерргейм указал на желательность создания фабричных комитетов («commissions d’ usines»), которые должны были бы представлять рабочих в сношениях с предпринимателем, и следить за исполнением всех законов об охране труда. Мерргейм особенно подчеркивал, что эти комиссии «отнюдь не должны касаться управления фабрикой и вмешиваться в их финансовую и коммерческую деятельность». — Федерация железнозаводчиков ответила высокомерным и нравоучительным отказом «допустить в наших предприятиях советский строй»...

Стр. 316

ИТАЛИЯ. — Италия избежала революции и гражданской войны, выпавших на долю побежденных в мировой войне народов. Тем не менее, ее экономическое положение до такой степени тяжело, социальные противоречия до того обострены, что не без основания можно говорить о переживаемой Италией в скрытой форме революции, затяжной и изнурительной. Недаром до сего времени Италия является первой и наиболее надежной опорой Московского Интернационала в его расчетах на социальное крушение Европы.

Гармоническое развитие всякого общества предполагает, что темп его социального и политического прогресса происходит в известном соответствии с ростом хозяйственных производительных сил страны. Трагедия современной Италии и заключается в том, что соответствие это в создавшихся после войны условиях резко нарушено; лихорадочное стремление к социальному переустройству происходит одновременно с глубоким распадом народно-хозяйственной базы.

За последние полтора десятка лет перед войною социальное движение и социальное законодательство Италии, происходившие одновременно с интенсивным ростом ее промышленности, могли считаться одними из самых передовых в Европе. Достаточно указать на развитие социального страхования всех видов, законы об охране детского и женского труда, развитие кооперации и, в частности, исключительный рост кооперации рабочей, не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве (коллективные аренды); создание единственного до войны в Европе Национального Бюро Труда, частные общества, вроде миланского «Societa Umanitaria» и пр.

Конец войны явился для Италии началом жесточайшего экономического кризиса. Государственный долг ее возрос на 90 миллиардов лир. В связи с падением курса бумажных денег дороговизна жизни растет беспрерывно. Отсутствие собственных источников важнейших для индустрии видов сырья (железа и угля) при неблагоприятных валютных курсах само по себе грозило парализовать промышленность. Внезапное прекращение правительственных военных заказов, отсутствие, при расстройстве мирового товарообмена, других рынков для сбыта поставили ее в положение катастрофическое. Сотни тысяч рабочих и демобилизованных солдат оказались на улице. Америка, принимавшая до войны излишки прироста населения, не находившего и в обычное время применения своему труду на родине, закрыла теперь

Стр. 317

двери для иммиграции. К этому присоединились второстепенные моменты, как прекращение туризма в Италию, заработков сезонных итальянских рабочих в Америке и Франции и пр.

Последствия войны наибольшей своею тяжестью обрушились, конечно, на низшие классы населения. Возбуждение рабочих масс и негодование против командующих классов росло; относительно низкий культурный уровень (37 % безграмотных!), огрубение нравов во время войны способствовали росту влияния большевизма и анархизма. Производительность труда пала, иногда (как во время движения металлистов) она намеренно понижалась самими рабочими. Выросшее у масс сознание права на высший уровень жизни вело к дальнейшему прогрессу социального законодательства (8-ми час. раб. день, минимум заработной платы и пр.). Но, не разрешая проблемы производства, оно не способно было улучшить фактическое положение рабочего класса. И в это время коммунисты указывают выход из заколдованного круга: уничтожение капиталистической системы.

Такова обстановка, в которой Италии приходится разрешать наиболее сложные проблемы современного рабочего движения.

Естественно, что общая экономическая депрессия тяжелее всего должна была отразиться на той отрасли промышленности, которая во время войны наиболее была искусственно гипертрофирована, а теперь наиболее терпела от кризиса сырья и отсутствуя сбыта, — на металлургии. Она и послужила ареной для самого острого социального конфликта, когда-либо переживавшегося Италией, в результате которого итальянский рабочий получил право контроля над промышленностью.

Здесь не место излагать подробности полной драматизма истории прошлогодней стачки металлистов, едва не увлекшей Италию в бездну социальной анархии. Напомним лишь основные даты ее.*)

Еще осенью 1919 г. металлисты выдержали тяжелую, но окончившуюся для них успешно двухмесячную стачку ради повышения заработной платы. Но вскоре дальнейший рост дороговизны перегнал установившиеся ставки, и к концу лета 1920 итальянская федерация рабочих металлистов (Federazione italiana operai metallurgici, или сокращенно FIOM) вновь предъявила синдикату железнозаводчиков ряд требований, сначала чисто экономического характера.

_____________________

*) «Le conflict de la Metallurgie en Italie», изд. Bur. Int. du Trav.

Стр. 318

В процессе борьбы страсти постепенно разгорались. На заводах по распоряжению FIOM началась обструкция, «итальянская забастовка». Рабочие, не покидая своих мест, сократили производство до 1/3 обычного. Первого сентября федерация железнозаводчиков объявила, ввиду обструкции, массовый расчет рабочих, на что FIOM в свою очередь ответила призывом к рабочим з а х в а т и т ь ф а б р и к и , с тем чтобы продолжать производство самостоятельно. В течение ближайших дней захватное движение распространилось на металлургические заводы Милана, Рима, Неаполя, Генуи и др. промышленных центров. Начиная с 4 сентября, движение перекинулось и на другие отрасли промышленности — химические заводы, текстильные фабрики, верфи, торговый флот и пр. Местами над администрацией совершались насилия, на заводах провозглашались «советы», охраняемые вооруженными красноармейцами?

Правительство Джиолитти, глухое к призывам промышленников об охране права собственности и неприкосновенности личности, объявило себя н е й т р а л ь н ы м в данном конфликте. Этот вынужденный нейтралитет, объяснявшийся полным бессилием власти, лишенной авторитета в стране, сделал положение еще более критическим.

Возбуждение в стране росло. Теряла голову даже более умеренная Конфедерация Труда. Пятого сентября она издала, совместно с правлением соц. партии, воззвание, в котором она заявляла, что, в случае дальнейшего упорства предпринимателей или нарушения нейтралитета правительством, в борьбу будет вовлечен весь итальянский пролетариат против в с е х предпринимателей — « с ц е л ь ю у с т а н о в л е н и я к о л л е к т и в н о г о у п р а в л е н и я и с о ц и а л и з а ц и и в с е х о т р а с л е й п р о и з в о д с т в а ».

Кризис наступил 10 сентября. Движение захвата фабрик, разраставшееся количественно и внешне победоносное, попадало, тем не менее, в тупик, поскольку оно было лишено осознанной конкретной цели впереди. Производство в захваченных фабриках также не налаживалось. Союз инженеров, в ответ на насилия над отдельными его членами, отозвал всех своих членов с фабрик. Необходимо было или, пользуясь растерянностью буржуазии и очевидным бессилием власти, идти напролом дальше к полной экспроприации всех средств производства, предварительно провозгласив политическую диктатуру пролетариата, — и на этот путь звала социалистическая партия, вдохновляемая из Москвы; или же, сознавая безумие этого плана,

Стр. 319

указать стихийному движению более частную и осуществимую цель, могущую стать позже исходным пунктом дальнейшего развития. К этому второму исходу звала Конфедерация Труда, определяя целью дальнейшего движения установление рабочего контроля над промышленностью. Историческое решение было вынесено 11 сентября на заседание Нац. Совета Конфедерации. За порядок дня Конфедерации Труда было подано 591.245 голосов — резолюция соц. партии собрала 409.569 голосов. Италия была спасена, на ближайшее время, по крайней мере.

Промышленники не могли не отдавать себе отчета в грозности положения, и 15 сентября на созванном Джиолитти совместном с представителями Конфедерации Труда совещании представители промышленников согласились в принципе на введение рабочего контроля. Решение делегатов было подтверждено на следующий день конференцией промышленников в Милане*).

20 сентября агентство Stefani опубликовало текст декрета Джиолитти, в котором премьер-министр, констатируя достигнутое между промышленниками и рабочими соглашение по вопросу о рабочем контроле, возлагает на особую комиссию из представителей обеих сторон разработку соответствующего проекта**) « н а о с н о в е у ч а с т и я р а б о ч и х в т е х н и ч е с к о м , ф и н а н с о в о м и а д м и н и с т р а т и в н о м к о н т р о л е » .

Стачка металлистов была в ближайшие за тем дни лик-

__________________________

*) Резолюция Конференции заканчивается так: «Промышленная федерация соглашается... принять принцип контроля над промышленностью, применяемый в установленном законом порядке, с тем, чтобы этот контроль не создавал монополии или привилегии для профессиональных организаций, чтобы он означал сотрудничество различных элементов производства и разделение ими ответственности, чтобы он применялся во имя интересов общества и не нарушал необходимую свободу действий промышленности».

**) Вот мотивировочная часть декрета: «Принимая во внимание заявление Конфедерации Труда о ее стремлении изменить существующие ныне отношения между предпринимателями и рабочими таким образом, чтобы последние через посредство их синдикатов получили возможность контролировать промышленность с целью достижения путем контроля улучшения этих отношений и увеличения производительности, от которой зависит экономическое возрождение страны; принимая во внимание, что федерация промышленников не возражает против опыта введения с указанной целью контроля над отдельными отраслями промышленности. Председатель Совета Министров констатирует факт соглашения» и т.д.

Стр. 320

видирована усилиями Конфедерации Труда, несмотря на противодействие социалистической партии.

В палате депутатов Джиолитти подвергся жестоким нападкам со стороны представителей крупного капитала. В своей ответной речи буржуазный министр-президент сумел взглянуть прямо в лицо действительному смыслу совершающихся в Италии событий. «Мы находимся», говорил он на заседании 26 сент., «лицом к лицу с п о д л и н н о й с о ц и а л ь н о й т р а н с ф о р м а ц и е й . Бесполезно это скрывать, и необходимо, чтобы все политические деятели и те, кто находится у власти, не забывали об этом. Появление на сцену четвертого сословия наметилось уже в последние десятилетия прошлого столетия... Война принесла с собою величайшей важности последствия, экономические, социальные, финансовые». Промышленность должна быть реорганизована таким образом, чтобы рабочий точно знал свое положение на фабрике. «Рабочий будет поставлен в положение сотрудника, а не врага предпринимателя... Мы все должны отдать себе отчет, что б у д у щ е е н а ш е й с т р а н ы з а в и с и т г л а в н ы м о б р а з о м о т т о г о , к а к и м о б р а з о м б у д е т р а з р е ш е н в е л и к и й с о ц и а л ь н ы й в о п р о с » .

В смешанной комиссии, созданной в силу декрета Джиолитти для выработки законопроекта, стороны не могли прийти к соглашению ввиду коренного расхождения сторон в самом понимании принципа рабочего контроля. После двух недель существования комиссия прекратила 5 окт. свои заседания, предоставив сторонам выступить самостоятельно с их проектами.

Проект итальянской Конфедерации Труда*) уделяет весьма мало внимания фабричным комитетам — т.н. « в н у т р е н н и м к о м и с с и я м » . Их функции весьма ограниченны, они сводятся к представительству рабочих и служащих в переговорах с предпринимателем по вопросам внутреннего распорядка; никакой роли в контроле над предприятием внутренняя комиссия, в противоположность немецкому Betriebsrat, не несет. Функции контроля должен выполнять стоящий извне предприятия с и н д и к а т , этот «наиболее авторитетный, ответственный, компетентный выразитель воли рабочего класса». Контрольные функции должны принадлежать исключительно синдикату; без какого бы то ни было участия представителей промышлен-

_____________________

*) «Le proyet du loi sur control ouvrier en Italie», изд. Bur. Int. du Trav.

Стр. 321

ности, через т. н. «синдикальных контролеров», вводимых в состав административного совета предприятия. Путем выборов из среды синдикальных контролеров должна быть создана в каждой отрасли промышленности высшая контрольная комиссия, одной из задач которой является изучение «возможности перехода от капиталистической системы производства к кооперативной, включающей всех промышленных рабочих».

В противовес этой законченной революционно-синдикалистской идеологии ч и с т о р а б о ч е г о контроля промышленники выдвинули в своем проекте идею с м е ш а н н ы х национальных комиссий (из представителей рабочих, предпринимателей и государства). Близкие по структуре и компетенции высшим инстанциям Уитлеевских комитетов в Англии, эти национальные комиссии должны сосредоточивать контроль в пределах отдельных отраслей промышленности в целом.

Ввиду выяснившейся невозможности согласования двух точек зрения, правительству не оставалось ничего иного, как выработать законопроект самостоятельно, в известной мере учтя требования обеих сторон. 24 января текущего года законопроект о рабочем контроле, выработанный самим Джиолитти лично, был утвержден советом министров, а 9 февраля внесен в палату депутатов.

По проекту Джиолитти, рабочий контроль имеет целью: а) предоставить рабочим возможность знать условия деятельности предприятия; b) способствовать улучшению положения рабочих в отношении приобретения технических знаний, повышения морального и экономического уровня; с) обеспечить соблюдение законов об охране труда; d) содействовать улучшению методов производства; е) способствовать установлению более нормальных и мирных отношений между предпринимателями и рабочими.

В каждой из 11 главнейших отраслей промышленности*) создаются центральные органы трех родов: р а б о ч и е , которые и являются собственно контролирующими, п р е д п р и н и м а т е л ь с к и е и образующиеся из соединения предыдущих — с м е ш а н н ы е .

Центральные рабочие контрольные комиссии состоят из шести представителей рабочих и трех представителей слу-

_____________________

*) Не подводятся под действие закона о рабочем контроле предприятия с числом рабочих менее 60, казенные и муниципальные предприятия, а также вновь образовавшиеся промышленные в течение первых четырех лет их существования.

Стр. 322

жащих, инженеров и техников, — избираемых сроком на три года. Для осуществления контроля на месте в отдельных предприятиях центральная контрольная комиссия делегирует свои права двум или более рабочим данного предприятия, преимущественно из прослуживших в нем не менее трех лет.

Комиссия имеет право требовать сведений, касающихся: а) стоимости сырья; b) стоимости производства; с) методов управления; d) методов производства, за исключением технических секретов; е) заработной платы; f) способов образования капитала; g) прибылей предприятия;

h) соблюдения законов об охране труда и регламентов о найме и увольнении рабочих.

Сведения финансового и коммерческого характера могут быть сообщаемы лишь относительно уже законченных операций.

Для контакта с рабочей контрольной комиссией промышленники данной отрасли также избирают девятичленную комиссию. Обе комиссии взаимно делегируют по два представителя с совещательным голосом.

Не менее одного раза в год обе комиссии, рабочая и предпринимательская, устраивают совместное заседание под председательством представителя Высшего совета труда, *) для обсуждения улучшения в промышленности и увеличения

_______________________

*) Высший Совет Труда существует в Италии с 1902 г. Весьма сложный по своему составу и включающий небольшую группу представителей рабочих, ВСТ имел целью изучение вопросов, касающихся отношений между предпринимателями и рабочими, а также улучшения условий труда.

В настоящее время ВСТ коренным образом реформируется. По проекту министра труда, известного теоретика синдикалиста А. Лабриолы, внесенному 10.ХI 1920 в палату депутатов, ВСТ превращается в крупное государственное учреждение, своего рода «промышленный парламент». ВСТ составляется по принципу паритета двух классов и состоит из 126 членов, избираемых на 4 года. Избирают представителей в ВСТ только организованные рабочие и организации предпринимателей всех отраслей промышленности (в том числе и сельского хозяйства). Помимо прежних функций изучения всех проблем, касающихся труда, ВСТ получает право производить расследование относительно стоимости производства в отдельных предприятиях и право контроля над соблюдением законов об охране труда; он, кроме того, дает заключения по законопроектам социального характера и выступает в качестве арбитра во всех наиболее важных промышленных конфликтах.

Итальянская Конфедерация Труда идет в своих требованиях еще дальше. Она настаивает, чтобы ВСТ, построенный на представительстве классов, получил характер высшего законодательного учреждения; таким образом, ВСТ, заменив собою Сенат, должен был бы играть роль второй палаты по отношению к палате депутатов.

Стр. 323

производительности труда, а также для р а з р е ш е н и я к о н ф л и к т о в , связанных с применением рабочего контроля. По соглашению же обеих комиссий и Высшего Совета Труда устанавливаются правила найма и увольнения рабочих и служащих. Конфликты в связи с увольнением рабочих разбираются особой согласительной комиссией.

Таково в общих чертах содержание итальянского законопроекта о рабочем контроле. Бросаются в глаза черты сходства его с германской системой контроля, как она намечается ст. 165 имперской конституции. Центральной рабочей контрольной комиссии и комиссии смешанной соответствует в германской схеме Федеральный рабочий совет и Федеральный хозяйственный совет. Существенным отличием обоих законодательств является разница компетенции местных фабричных советов: в то время как Betriebsrat осуществляет также функции контроля, итальянские «внутренние комиссии» законопроектом Джиолитти оставляются в тени, являясь лишь органом представительства рабочих в их отношениях с предпринимателем.

Как всякий компромисс, законопроект Джиолитти не удовлетворил ни той, ни другой стороны, Федерация промышленников отнеслась к нему резко отрицательно. Проведение законопроекта в жизнь грозит, по ее мнению, полным крушением современной экономической системы. Федерация заявляет, что, вместо сближения и сотрудничества рабочих с предпринимателем, рабочий контроль в том виде, как его вводит Джиолитти, особенно при «революционных, разрушительных и грабительских тенденциях Конфедерации Труда и социалистической партии», приведет к еще более жестоким столкновениям и внесет еще большую анархию в производство.

Разочарована и Конфедерация Труда в своих ожиданиях, что законодательство санкционирует чистый синдикальный контроль, который «решительно и окончательно переместит социально-экономическую ось современной системы производства» и сделает неизбежной в ближайшем будущем социализацию ее. «Поэтому, — заявляет Вальдези, генеральный секретарь Конфедерации Труда, — правительственный законопроект способен скорее повредить производству, чем улучшить его условия».

Надо полагать, что суждения обеих групп не свободны от преувеличений, вызванных возбуждением борьбой, и что жизнь покажет то положительное значение для производства, которое, при известных условиях, может иметь итальянский закон о рабочем контроле.

Стр. 324

***

Приведенные выше данные рисуют крайне пеструю картину тех новых учреждений, которые за последние годы возникли в промышленности Западной Европы и Америки и являются в той или иной мере осуществлением конституционного начала в сфере отношений между трудом и капиталом. Но, при всем внешнем их разнообразии в отдельных странах, эти учреждения, служащие выражением одной и той же исторической тенденции к д е м о к р а т и з а ц и и п р о м ы ш л е н н о с т и , имеют много общих черт как по своей структуре, так и по внутреннему содержанию.

Если свести в одну общую схему осуществляемые в разных странах фрагменты ее, то получится следующее.

В отдельных предприятиях существуют или чисто рабочие комитеты (Германия, Италия), или смешанные, с участием представителей предпринимателя (Англия), или и те и другие одновременно (Америка). Чисто рабочие комитеты или советы обладают различной компетенцией; то они являются чисто представительным органом рабочих данного предприятия для сношений с администрацией, то советы, как в германской системе, получают ряд контрольных прав не только в отношении условий труда, но и над хозяйственной деятельностью предприятий. Но нигде местные советы или комитеты не обладают правом непосредственного вмешательства в административные, технические, финансовые или коммерческие распоряжения предпринимателя. Смешанные комитеты служат как для ознакомления рабочих с производственными и коммерческими условиями предприятий, так, главным образом, для устранения конфликтов между рабочими и предпринимателем. Лишь через смешанные комитеты могут рабочие проводить желательные для них изменения условий труда.

Функции к о н т р о л я в более точном смысле слова обычно входят в компетенцию не местных комитетов, а только высших (окружных, национальных). Участвовать в той или иной мере в регулировании промышленности рабочие могут лишь через своих представителей в высших с м е ш а н н ы х органах (Италия, Германия, Англия).

Выше мы неоднократно указывали, что делать выводы о ценности новых методов рабочего движения на основании их применения на практике — преждевременно. В настоящее

Стр. 325

время предварительное отношение к ним можно установить, исходя лишь из общих принципов.

Капиталистическая система, так, как она существовала до войны, покоящаяся на том, что человеческий труд и естественные богатства служат не благу всего общества, а для обогащения ничтожного меньшинства народа, становится все в более резкое противоречие и с интересами, и с моральным сознанием человечества. На очередь дня в ряде стран поставлено последовательное, в течение длительного срока и с величайшей осторожностью и постепенностью проводимое обобществление производства. Предпосылкой для успеха этого экономически здорового движения является не только техническая «зрелость» той или иной отрасли промышленности, но в еще большей степени — всесторонняя подготовленность рабочего класса для ответственной роли сознательного участника в организации производства. Великое социальное воспитательное значение «демократизации» промышленности заключаете в том, что активным и одаренным представителям трудящихся дается возможность на опыте изучить сложный механизм современного хозяйственного строя. При этом демократизация промышленности не противополагается каким-либо идеалом обобществленного производства, а является н е о б х о д и м о й п о д г о т о в и т е л ь н о й с т а д и е й , п р е д п о с ы л к о й д а л ь н е й ш е г о р а з в и т и я .

Какая же роль при этом выпадает на долю фабричных советов? Каково их взаимоотношение с существовавшей до сих пор традиционной формой рабочего движения — с профессиональными союзами?

Не следует думать, будто с появлением фабричных советов в рабочее движение вносится какой-то новый принцип, новое чудодейственное начало. Главным и основным руслом классовой борьбы остается профессиональный союз. Значение фабричных советов лишь временно и преходяще.

Они восполняют лишь недостаточную профессиональную организованность масс. Там, где в пределе мыслится полное поглощение синдикатом всей массы рабочих данной профессии, не будет места фабричным советам; они, как всякий параллелизм, излишни и вредны. Задачи, выдвинутые современной эпохой перед рабочим движением, требуют вовлечения всей массы рабочих; фабричные советы в руках профессиональных союзов являются орудием охвата этой массы.

В органической связи с проф. союзами и лежит залог успеха системы фабричных советов. Их подчинение целям,

Стр. 326

чуждым профессиональному движению, — будь то со стороны американских предпринимателей или немецких коммунистов — искажает положительное значение фабричных советов.

Более сложен вопрос о взаимоотношениях рабочих советов с п р е д п р и н и м а т е л я м и во всевозможных с м е ш а н н ы х органах. Мы уже отмечали возможные на практике злоупотребления, они двоякого рода: или предприниматель при малой сознательности рабочих использует советы и смешанные комитеты для борьбы против проф. союза — или же соглашение предпринимателя с рабочими будет направлено против потребителя, общества. Контроль синдиката в первом случае и государства во втором необходимы для того, чтобы парализовать эти тенденции.

Но против смешанных органов выдвигаются возражения и принципиального характера: крайние сторонники принципа классовой борьбы видят в них недопустимое «сотрудничество классов», «соглашательство» и пр. Такого рода предостережения раздаются со стороны радикально настроенных трэд-юнионистов в Англии, влиятельного союза металлистов в Германии и пр.

Здесь не место входить в рассмотрение основательности критики подобного рода. Поскольку речь идет о классовой борьбе в рамках существующего строя, наличие несомненного к л а с с о в о г о а н т а г о н и з м а между рабочими классом и предпринимателями не может устранить относительной с о л и д а р н о с т и и х и н т е р е с о в , когда речь идет о сохранении и дальнейшем развитии самой базы существования обоих классов — производства. Сейчас, когда Европа стоит перед необходимостью залечивать ужасные раны, нанесенные ее хозяйству войной, благодетельны всякие средства, могущие придать классовой борьбе менее разрушительный для производительных сил характер. Если с обеих сторон найдется достаточно сознательности, чтобы добросовестно и без задних мыслей использовать все намечающиеся пути мирной социальной реформы, человечество будет избавлено от неизбежных потрясений насильственной социальной революции, этой «forme barbare du progrès», говоря словами Жореса.

* * *

Возвращение России на путь нормального общественного развития неизбежно. «Капитализм есть зло по сравнению с социализмом, но он — добро в сравнении с средневеко-

Стр. 327

вьем»*) — эту банальную истину глубокомысленно провозглашают теперь сами виновники возвращения России к мраку средневековья. Дорого обошлось русскому народу обучение большевиков азбучным истинам политической экономии.

Долго ли еще возможно уродливое сочетание партийной диктатуры своеобразных русских «коммунистов» с восстановлением буржуазно-капиталистического строя — мы не знаем. Но в характере конечного результата неизбежного исторического процесса сомнений быть не может.

Опыт Зап. Европы в применении новых методов организации промышленности должен быть учтен и для России. Конечно, речь может идти лишь о вдумчивом и осторожном приложении начал «демократизма» в промышленности, применяясь к хозяйственным и культурным условиям возрождающейся России, а не о догматическом воспроизведении последних слов рабочего законодательства передовых стран. И a priori должны быть признаны негодными все схемы, прямо или косвенно являющиеся выражением диктатуры пролетариата.

Не следует забывать о зловещей роли, которую сыграла в 1917 г. в разрушении русской промышленности специфически большевистская идея рабочего контроля, осуществляемого фабрично-заводскими комитетами. Излишне говорить, что немедленное уничтожение его явилось бы необходимым условием возрождения промышленности — если бы его уже давно не уничтожили сами большевики.**) Но было бы большой

____________________

*) Из статьи Ленина в журнале «Красная Новь».

**) Вот три характерные выдержки из официальных документов Советской власти. Декрет в октябре 1917 г., немедленно после переворота: «Органы рабочего контроля (в том числе и ф. -з. комитеты. — В. Р.) имеют право надзора за производством, установления производственного минимума, определения себестоимости продукта... Коммерческая тайна отменяется. Постановления органов рабочего контроля для предпринимателя о б я з а т е л ь н ы ... ». Общеизвестно, как далеко за пределы даже этой широкой формулы вышла практика присвоения предприятий рабочими. Но уже в начале 1918 г. Всер. Конф. Проф. Союзов постановляет: «Рабочий контроль ни в коем случае не означает перехода предприятий в руки рабочих... Предприниматель несет ответственность за управление, коммерческую и деловую сторону предприятия. Контрольная комиссия н е п р и н и м а е т н и к а к о г о у ч а с т и я в управлении предприятием...» (Losowsky. Aufgaben und Entwicklung der Betriebsraete in Russland). Наконец, вот как ограничивает задачи фабрично-заводских комитетов постановление Всер. Центр. Бюро Проф. Союзов в конце 1920 г. В их функции входит «работа по сплочению в единую производственную организацию всех рабо-

Стр. 328

ошибкой из понятного отвращения к большевистским методам и из-за совпадения в терминологии, не оценить положительного значения демократизации промышленности как фактора социального прогресса.

_____________________

чих и служащих данного предприятия; проведение установленной Союзом т р у д о в о й д и с ц и п л и н ы , представительство в различных учреждениях от имени рабочих и служащих. В области организации производства ф.-з. комитет, н е в м е ш и в а я с ь в р а с п о р я ж е н и е з а в о д о у п р а в л е н и я , наблюдает за выполнением производственных планов, участвует с с о в е щ а т е л ь н ы м голосом в обсуждении заводоуправлением всех важнейших вопросов производственной жизни предприятия, наблюдает за приемом и увольнением рабочих ... представляет трудовые сводки, привлекает рабочих и служащих к т р у д о в о й п о в и н н о с т и по указаниям местного комтруда и т. д.». Выборы в ф.-з. комитет могут быть кассированы союзом, избранные подлежат утверждению союзом. («Эк. Жизнь» 18.ХI.1920).

В. Руднев.