Кр. [Гиппиус З.Н.?] «Новый дом» // Звено. 1926. № 198. 14 ноября. С. 6.

 

 

 

Кр.

«Новый дом»

 

Если название журнала должно быть сжатой до двух-трех слов программой его, или характеристикой, или лозунгом, то название нашего молодого собрата едва ли вполне точно. Судя по первому впечатлению, «дом», в котором он намерен обосноваться, не новый; нет, это милый, старый дом, в котором все мы выросли, но в который потом вселились очень прыткие, очень бесцеремонные, очень крикливые господа, переставившие мебель (дело не обошлось без поломок!), сорвавшие наши любимые картины и вообще перевернувшие все вверх дном. Теперь молодежь, сплотившаяся около новой редакции, хочет навести порядок в старом жилище, прибрать его и почистить. Она, может быть, не повесит на место старые картины, но она не оставит и тех странных и уродливых изображений, которые успели поразвешать непрошенные гости. Кто ждал оздоровления, кто верил в неизбежность его наступления, тот не может не приветствовать появления «Нового дома» и не отдать дани уважения смелости, с которой руководители его выкинули флаг идеализма в дни, когда самое слово это приобрело едва ли не предосудительный смысл в литературном обиходе.

«Пора литературе и критике вновь стать идейными», говорится в краткой «Profession de foi» предпосланной первому номеру журнала. «Начало Разума, Духа... является необходимым спутником подлинной большой поэзии», читаем мы в статье Юрия Терапиано, озаглавленной «Два начала в современной русской поэзии». И, поддерживая это стремление молодых вернуться от Хаоса к Космосу, Ант. Крайний (в статье, выразительно названной «Прописи») вскрывает истинный смысл того уклона в сторону безыдейности, которым характеризуется искусство, — и, в особенности, поэзия — последнего десятилетия: «центр всех страхов — ответственность. За идеологию надо отвечать и всякому втайне хочется ни за что, ни перед кем (даже перед собою) не отвечать».

В этих глубоких словах — суровый приговор целому поколению, с которым время сводит уже счеты.

Первая книжка «Нового дома» производит очень целостное впечатление. Кроме названных двух статей и нескольких рецензий, в нее вошел рассказ Н. Берберовой «Жених», свидетельствующей о быстром росте технического умения у этой даровитой молодой писательницы. В отделе поэзии представлены: Г. Адамович, 3. Гиппиус, Д. Кнут, В. Ходасевич и Ф. Сологуб.