[Б.п.]. «Новый корабль» [№
4] // Воля России. 1929. № 1. С. 121–122.
«Новый
корабль»
После долгого перерыва вышел еще один номер журнала «Новый
корабль», четвертый по счету. Хотя на обложке его красуются имена трех
редакторов — Злобина, Терапиано и Энгельгардта — идейными кормчими его являются
Мережковский и Гиппиус. И не должно водить в заблуждение читателя, что «Новый
корабль» именует себя журналом литературным. Литературы в нем очень мало: под
Пруста написанный рассказ Н. Фрейденштейна, несколько стихотворений Адамовича,
Г. Иванова и Оцупа. Все это занимает какой-нибудь десяток страниц, а остальное
отведено рассуждениям об иудаизме и христианстве, о большевизме и тихоновской
церкви.
«Новый Корабль» — попросту орган кружка, созданного
Мережковским и названного почему-то «Зеленой лампой», хотя ничего пушкинского в
нем нет. На собраниях «Зеленой лампы», подробные, почти стенографические отчеты
о которых заполняют страницы «Нового корабля», беседуют в тонах и стиле, весьма далеком от
пушкинской ясности. Парижские схоласты рассуждают о «семитской женственности и
арийском мужестве», о «большевистском сатанизме», об Антихристе и Апокалипсисе.
Тяжелое впечатление производят все эти бесплодные, надуманные речи, в которых
под псевдо-глубокомысленными фразами нельзя разыскать ясной и простой мысли.
Участники «Зеленой лампы» точно поставили себе целью каждый вопрос растворять в
некоем зыбком и соблазнительном словесно-мистическом тумане, и для этого они
употребляют искусственно приподнятый язык.
Тэффи напечатала в «Возрождении»
юмористический фельетон о том, как, спутав день, она вместо собрания «Зеленой
лампы» попала в залу, где ее встретили какие-то неизвестные призрачно бледные
старцы, называвшие себя «бывшими техниками». Вид у них был, по мнению Тэффи,
давно умерших. Вспоминая этот фельетон, З. Гиппиус сказала на одном из заседаний
«Зеленой лампы»: «а что если вдруг придет нормальный живой человек, и не по
ошибке, а в настоящую “Зеленую лампу” придет, — что если мы все покажемся ему
такими же давно умершими техниками?».
Что ж можно прибавить к этому
блестящему самоопределению почтенной писательницы?
|